Программа кружковой работы"Я рисую стихи"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Светлана Михайловна
Методическая разработка рабочей программы кружковой работы по мнемотехнике с указанием темы целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kruzhkovoy_raboty_raznotsvetnye_stihi.zip34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет

 «Я рисую стихи »

 по мнемотехнике.

( старший возраст)

Разработчик : воспитатель Иванова Светлана Михайловна

Воспитатель 1 квалификационной категории МОБУ « Алексинская средняя школа» дошкольные группы

с Колчаново 2021-2022 гг

( составлена на основе образовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Е. Веракса, М.Ю. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

В соответствии с ООП ДОУ, в соответствии с введением ФГОС, в соответствии со следующими нормативными документами : Конституции РФ  ст43,72, Конвенция о правах ребенка ( 1989 г), Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

Срок реализации два года ( 2021-2022 учебный год)

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п Наименование разделов Стр.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка: 3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5

1.2. Сроки реализации программы 6

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками про-граммы 6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.2. Планирование на учебный год 7

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения) 12

3.2. Виды и формы работы с детьми 12

3.3. Структура занятий 13

3.4. Методическое обеспечение программы 13

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

1.1. Пояснительная записка

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблицдля детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

1.1.1. Цели и задачи программы

Цель кружковой работы: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Познавательное развитие:

- создание исходной базы для развития памяти;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

Речевое развитие:

- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;

- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;

- овладение речью как средством общения и культуры.

Художественно-эстетическое развитие:

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).

Физическое развитие:

- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связан-ных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);

При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:

Единство воспитательного и образовательного процесса.

Научность содержания обучения.

Учет возрастных возможностей ребенка.

Доступность материала.

Повторяемость материала.

Концентричность материала.

1.2. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Сентябрь – диагностика развития монологической, диалогической речи детей, с цедью выявления уровня развития речи детей.

                                    II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Планирование на 2021-2022 учебный год

№ занятия

месяц

 тема

задачи, цели

1

октябрь

« Золотая осень»

формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотехники

Формировать представления об осени , и типичных осенних явлениях в природе, развивать связную речь, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, мышление

2

октябрь

заучивание стихотворения Е Трутневой « Осень»

составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть , выразительно читать стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, воспитывать умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас, развивать поэтический слух ,воображение, закреплять умение составлять мнемотаблицу и работать с ней.

3

октябрь

мастер-класс

« Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

( совместно с детьми и родителями)

ознакомление с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, дать родителям понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами., дать родителям рекомендации по использованию мнемотаблиц для развития речи детей

4

октябрь  

знакомство с мнемодорожкой

обучать  составлять короткие предложения по мнемодорожке

Развивать внимание и память

5

ноябрь

игровое занятие с элементами мнемотехники  « Земля наш общий дом»

обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы.

Закладывать у детей основы экологической культуры

Закреплять и уточнять имеющие экологические знания, развивать активный словарь детей за счет введения в речь имен существительных и прилагательных, воспитывать у детей любовь к природе.

6

ноябрь

заучивание стихотворения В Степанова « Что мы Родиной зовем»

формирование нравственных качеств, как важного аспекта патриотического воспитания детей.

Обогащать и активизировать словарный запас о родной стране, помогать детям закреплять текст стихотворения, используя приемы м методы мнемотехники, воспитывать любовь и гордость к нашей стране.

7

ноябрь

создание мнемокнижки

по правилам безопасности дорожного движения

учить рисовать дорожные знаки, рисовать их в мнемотаблице, закрепить правила дорожного движения, учить создавать коллективную работу

8

ноябрь

День Матери

составление описательного рассказа о матери

закрепить умение составлять рассказ, используя мнемотаблицу

Обогащать речь детей.

.

9

декабрь

составление описательного рассказа – время года зима

развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей.

10

декабрь

заучивание стихотворения

« Зимняя прогулка»

закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы, развивать память. речь, внимание

11

декабрь

новый год

создание подарков для детей младшей группы подарков

«Стихи для маленьких»

                   

           

учить делать подарки для малышей, создавать работы с желанием

учить наклеивать рисунки в определенной таблице

Развивать творческие способности, работать для малышей        

12

декабрь

пересказ русской народной сказки « Зимовье зверей»

продолжать учить передавать текст точно, последовательно , выразительно с опорой на мнемотаблицу, пересказывать  текст, написанный от лица автора и переводить его при этом в косвенную речь.

13

январь

творческие сказки « Как ежик зайца выручил»

« День рождения зайца»

учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий.

14

январь

экскурсия в библиотеку в ДК с Колчаново ознакомительная « Книга –лучший друг»

познакомить детей с поселковой библиотекой.

15

январь

ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы

учить отгадывать ребусы, их зарисовывать , развивать мышление, память, внимание.

16

январь

заучивание стихотворения о любом виде транспорта на выбор детей

формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание

Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести произведения

17

февраль

отгадывание загадок по теме профессии

учить отгадывать загадки по мнемоквадратам

закреплять умение соотносить символы с образами

18

февраль

крокирование стихотворения о Дне Защитника Отечества

закрепить умение крокировать слова, понимать их продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков

19

февраль

составление рассказа о профессии родителей

развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей, учить детей рассказывать о профессии своих родителей с помощью мнемотаблицы, учить выбирать и отбирать нужные картинки о профессии

20

февраль

мнемозагадки о профессиях

учить при отгадывании ,описанным при помощи знаков, определять объект

учить отгадывать по признакам.

Развивать память, мышление, внимание

21

март

составление описательных рассказов о времени года -весна

закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

22

март

заучивание стихотворения к дню 8 марта

формировать умения внимательно относиться к образному слову.

Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы.

23

март

концерт для мам-чтение стихов, песен, показ отрывка сказки

«Волк и семеро козлят»

вызвать желание сделать для мам сюрприз к празднику 8 марта.

Учить выступать перед коллективом, не бояться сцены и зрителей.

24

март

составление рассказа при помощи опорной таблицы

 « Животные весной»

учить составлять рассказ по опорной таблице, схеме, учить назвать детенышей Животных, образовывать слова с противоположным значением.

25

март

повторная экскурсия в библиотеку –викторина по сказкам

учить отвечать на вопросы по сказкам, продолжать знакомиться с поселковой библиотекой

26

апрель

заучивание стихотворения

« Космос»

формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержания.

Вызвать  желание запомнить и выразительно воспроизвести  произвести произведения

27

апрель

пересказ текста о весне

 « Весна пришла «

формировать умения детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать внимание и наблюдательность, память , логическое мышление

28

апрель

заучивание стихотворения Плещеева « Весна»

формировать умения внимательно относиться к образному слову.

Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения используя мнемотаблицы

Развивать внимание и память.

29

апрель

викторина по теме

« Водный мир планеты»

закрепить знания о водном мире планеты , развивать наблюдательность, память  внимание, мышление

30

апрель

путешествие в мир пустыни , гор, тундры

( загадки по мнемотехнике)

учить отгадывать загадки по мнемотехнике, развивать логику, внимание , память

31

май

Заучивание стихотворения о Дне Победы

формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения , осознавать содержание

Развивать память

вызвать желание запомнить и выразительно рассказать  стихотворение

32

май

заучивание  песни к Дню Победы

Мой Дедушка»,

используя мнемотехнику

Учить зарисовывать в таблицу по мнемотехнике песню.

Учить запоминать слова и спеть ее .

33

май

составление описательного рассказа о первоцветах

закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление

34

май

итоговое занятие –

рассматривание насекомых, прослушивание песен о их , заучивание песенки « В траве сидел кузнечик»

формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения , осознавать содержание

Развивать память

вызвать желание запомнить и выразительно рассказать  стихотворение

3.1.Образовательная нагрузка:

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Длительность занятий 20-25 минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.( старшая группа)

При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие техноло-гии, такие как:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.

3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).

4. Подвижные игры.

5. Физкультминутки.

3.2. Виды и формы работы:

1. Группировка информации (рациотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;

2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;

3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);

5. Крокировка (зарисовка текста символами);

6. Использование различных приемов для запоминания.

7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.

8. Разучивание и декламация стихов.

9. Подвижные игры.

10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.

11. Пластические этюды.

12.Творческая деятельность: рисование.

13. Диалог с игрушкой.

14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

3.3.Структура занятий:

1. Приветствие.

При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.

2. Работа с мнемотаблицейстроится по следующему принципу:

• Рассматривание мнемотаблицы.

• Перекодирование информации.

• Воспроизведение таблицы по памяти.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

3.4. Методическое обеспечение программы

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

Список детей, посещающих кружок по мнемотехнике

« Разноцветные слова»

1 Белова Василиса

2 Петухова Василиса

3 Садова Варя

4 Федотова София

5 Травкина Мирослава

6 Чайников Арсений

7 Курганов Богдан

8 Китаев Тимур

9 Диль Гоша

10 Кропашова Настя

11 Денисов Денис

12Шейкин Павел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Я рисую мир красками"

нетрадиционная техника рисования...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Кружковая работа "Я рисую пластилином"

Цель программы кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией....

Программа кружковой работы "Я рисую пластилином"

Данный материал разработан для детей средней логопедической группы....