Программа кружковой работы"Я рисую стихи"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_raznotsvetnye_stihi.zip | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет
«Я рисую стихи »
по мнемотехнике.
( старший возраст)
Разработчик : воспитатель Иванова Светлана Михайловна
Воспитатель 1 квалификационной категории МОБУ « Алексинская средняя школа» дошкольные группы
с Колчаново 2021-2022 гг
( составлена на основе образовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Е. Веракса, М.Ю. Васильевой, Т.С. Комаровой.)
В соответствии с ООП ДОУ, в соответствии с введением ФГОС, в соответствии со следующими нормативными документами : Конституции РФ ст43,72, Конвенция о правах ребенка ( 1989 г), Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
Срок реализации два года ( 2021-2022 учебный год)
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п Наименование разделов Стр.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка: 3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.2. Сроки реализации программы 6
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками про-граммы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2. Планирование на учебный год 7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения) 12
3.2. Виды и формы работы с детьми 12
3.3. Структура занятий 13
3.4. Методическое обеспечение программы 13
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
1.1. Пояснительная записка
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблицдля детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель кружковой работы: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие:
- создание исходной базы для развития памяти;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие:
- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;
- овладение речью как средством общения и культуры.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Физическое развитие:
- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связан-ных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
Единство воспитательного и образовательного процесса.
Научность содержания обучения.
Учет возрастных возможностей ребенка.
Доступность материала.
Повторяемость материала.
Концентричность материала.
1.2. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Сентябрь – диагностика развития монологической, диалогической речи детей, с цедью выявления уровня развития речи детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Планирование на 2021-2022 учебный год
№ занятия | месяц | тема | задачи, цели |
1 | октябрь | « Золотая осень» | формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотехники Формировать представления об осени , и типичных осенних явлениях в природе, развивать связную речь, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, мышление |
2 | октябрь | заучивание стихотворения Е Трутневой « Осень» | составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть , выразительно читать стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, воспитывать умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас, развивать поэтический слух ,воображение, закреплять умение составлять мнемотаблицу и работать с ней. |
3 | октябрь | мастер-класс « Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» ( совместно с детьми и родителями) | ознакомление с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, дать родителям понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами., дать родителям рекомендации по использованию мнемотаблиц для развития речи детей |
4 | октябрь | знакомство с мнемодорожкой | обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке Развивать внимание и память |
5 | ноябрь | игровое занятие с элементами мнемотехники « Земля наш общий дом» | обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать у детей основы экологической культуры Закреплять и уточнять имеющие экологические знания, развивать активный словарь детей за счет введения в речь имен существительных и прилагательных, воспитывать у детей любовь к природе. |
6 | ноябрь | заучивание стихотворения В Степанова « Что мы Родиной зовем» | формирование нравственных качеств, как важного аспекта патриотического воспитания детей. Обогащать и активизировать словарный запас о родной стране, помогать детям закреплять текст стихотворения, используя приемы м методы мнемотехники, воспитывать любовь и гордость к нашей стране. |
7 | ноябрь | создание мнемокнижки по правилам безопасности дорожного движения | учить рисовать дорожные знаки, рисовать их в мнемотаблице, закрепить правила дорожного движения, учить создавать коллективную работу |
8 | ноябрь | День Матери составление описательного рассказа о матери | закрепить умение составлять рассказ, используя мнемотаблицу Обогащать речь детей. . |
9 | декабрь | составление описательного рассказа – время года зима | развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей. |
10 | декабрь | заучивание стихотворения « Зимняя прогулка» | закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы, развивать память. речь, внимание |
11 | декабрь | новый год создание подарков для детей младшей группы подарков «Стихи для маленьких» |
учить делать подарки для малышей, создавать работы с желанием учить наклеивать рисунки в определенной таблице Развивать творческие способности, работать для малышей |
12 | декабрь | пересказ русской народной сказки « Зимовье зверей» | продолжать учить передавать текст точно, последовательно , выразительно с опорой на мнемотаблицу, пересказывать текст, написанный от лица автора и переводить его при этом в косвенную речь. |
13 | январь | творческие сказки « Как ежик зайца выручил» « День рождения зайца» | учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий. |
14 | январь | экскурсия в библиотеку в ДК с Колчаново ознакомительная « Книга –лучший друг» | познакомить детей с поселковой библиотекой. |
15 | январь | ребусы, ребусы, ах уж эти ребусы | учить отгадывать ребусы, их зарисовывать , развивать мышление, память, внимание. |
16 | январь | заучивание стихотворения о любом виде транспорта на выбор детей | формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести произведения |
17 | февраль | отгадывание загадок по теме профессии | учить отгадывать загадки по мнемоквадратам закреплять умение соотносить символы с образами |
18 | февраль | крокирование стихотворения о Дне Защитника Отечества | закрепить умение крокировать слова, понимать их продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков |
19 | февраль | составление рассказа о профессии родителей | развивать умение составлять предложения, используя экспресс-таблицу развивать речевую активность детей, учить детей рассказывать о профессии своих родителей с помощью мнемотаблицы, учить выбирать и отбирать нужные картинки о профессии |
20 | февраль | мнемозагадки о профессиях | учить при отгадывании ,описанным при помощи знаков, определять объект учить отгадывать по признакам. Развивать память, мышление, внимание |
21 | март | составление описательных рассказов о времени года -весна | закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. |
22 | март | заучивание стихотворения к дню 8 марта | формировать умения внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. |
23 | март | концерт для мам-чтение стихов, песен, показ отрывка сказки «Волк и семеро козлят» | вызвать желание сделать для мам сюрприз к празднику 8 марта. Учить выступать перед коллективом, не бояться сцены и зрителей. |
24 | март | составление рассказа при помощи опорной таблицы « Животные весной» | учить составлять рассказ по опорной таблице, схеме, учить назвать детенышей Животных, образовывать слова с противоположным значением. |
25 | март | повторная экскурсия в библиотеку –викторина по сказкам | учить отвечать на вопросы по сказкам, продолжать знакомиться с поселковой библиотекой |
26 | апрель | заучивание стихотворения « Космос» | формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержания. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести произвести произведения |
27 | апрель | пересказ текста о весне « Весна пришла « | формировать умения детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать внимание и наблюдательность, память , логическое мышление |
28 | апрель | заучивание стихотворения Плещеева « Весна» | формировать умения внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения используя мнемотаблицы Развивать внимание и память. |
29 | апрель | викторина по теме « Водный мир планеты» | закрепить знания о водном мире планеты , развивать наблюдательность, память внимание, мышление |
30 | апрель | путешествие в мир пустыни , гор, тундры ( загадки по мнемотехнике) | учить отгадывать загадки по мнемотехнике, развивать логику, внимание , память |
31 | май | Заучивание стихотворения о Дне Победы | формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения , осознавать содержание Развивать память вызвать желание запомнить и выразительно рассказать стихотворение |
32 | май | заучивание песни к Дню Победы Мой Дедушка», используя мнемотехнику | Учить зарисовывать в таблицу по мнемотехнике песню. Учить запоминать слова и спеть ее . |
33 | май | составление описательного рассказа о первоцветах | закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление |
34 | май | итоговое занятие – рассматривание насекомых, прослушивание песен о их , заучивание песенки « В траве сидел кузнечик» | формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения , осознавать содержание Развивать память вызвать желание запомнить и выразительно рассказать стихотворение |
3.1.Образовательная нагрузка:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Длительность занятий 20-25 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.( старшая группа)
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие техноло-гии, такие как:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.2. Виды и формы работы:
1. Группировка информации (рациотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12.Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.3.Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2. Работа с мнемотаблицейстроится по следующему принципу:
• Рассматривание мнемотаблицы.
• Перекодирование информации.
• Воспроизведение таблицы по памяти.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
Список детей, посещающих кружок по мнемотехнике
« Разноцветные слова»
1 Белова Василиса
2 Петухова Василиса
3 Садова Варя
4 Федотова София
5 Травкина Мирослава
6 Чайников Арсений
7 Курганов Богдан
8 Китаев Тимур
9 Диль Гоша
10 Кропашова Настя
11 Денисов Денис
12Шейкин Павел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа "Я рисую мир красками"
нетрадиционная техника рисования...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Кружковая работа "Я рисую пластилином"
Цель программы кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией....
Программа кружковой работы "Я рисую пластилином"
Данный материал разработан для детей средней логопедической группы....