Картотека игр по социализации детей дошкольного возраста.
картотека
Предложенные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, формирование положительного отношения к сверстникам. Данные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_igry.docx | 910.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр,
направленных на развитие социализации
детей дошкольного возраста.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.
Ход игры:
Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей.
«Мост дружбы»
Цель: Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».
Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.
«Зеркало»
Цель: Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход игры:
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.
Варианты:
Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)
«Печем пирог»
Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.
Оборудование: Одеяло.
Ход игры:
Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.
Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.
Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальо
«Разведчики»
Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.
Ход игры:
Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.
«Буря»
Цель: Развивать чувство группового единства.
Ход игры:
Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.
Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.
«Волны»
Цель: Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ход игры:
«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»
«Путаница»
Цель: Формирование группового единства.
Ход игры:
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Ход игры:
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.
«Потерялся ребенок»
Цель: Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.
Ход игры:
«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!».
«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.
«Нарисуй узор»
Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель: Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры:
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
«Переходы»
Цель: Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».
Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.
Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход игры:
Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.
«Угадай, кто это»
Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка — «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг.
«Поводырь»
Цель:
• Развивать чувство ответственности за другого человека.
• Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Оборудование. Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.
Ход игры:
В комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например:
«Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Ход игры:
Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».
Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.
Ситуация: Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация: Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?
Ситуация: Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?
«Снежная королева»
Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры:
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход игры:
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
«Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Ход игры:
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
«Цветик-семицветик»
Цель:
• Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
• Поощрять желание заботиться о других.
Оборудование: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье говорится о технологии, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...
Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"
1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...
Консультация для педагогов «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов....
Картотека игр направленных на помощь в социализации детей дошкольного возраста.
Социально - коммуникативные навыки детей развивать очень сложно, но необходимо. В этом могут помочь игры. С удовольствием делюсь своей подборкой....
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...