Сенсомоторное развитие дошкольников.
статья
Сенсомоторное развитие дошкольников.
Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна
Сенсомоторное развитие дошкольников – это развитие его восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитии моторной сферы.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (Общей и ручной).
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Мы хотим, чтобы лица наших детей радостно сияли, музыка радовала их слух, произведение искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть и сохранить. И с помощью нас, взрослых у детей это очень хорошо получится.
Сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелеванов называл ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensomotornoe_razvitie_doshkolnikov.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсомоторное развитие дошкольников.
Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна
Сенсомоторное развитие дошкольников – это развитие его восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитии моторной сферы.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (Общей и ручной).
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Мы хотим, чтобы лица наших детей радостно сияли, музыка радовала их слух, произведение искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть и сохранить. И с помощью нас, взрослых у детей это очень хорошо получится.
Сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелеванов называл ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания.
Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни может и должен не только различать размер и объем предмета (маленький, большой, короткий, длинный и т.д,) но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность). Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета: так развивается объемное восприятие.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. В коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей. Поэтому одна из главных наших задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения.
Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к этому. Если ребенок не может схватить предмет, то он и не сможет ощутить его. При бимануальном (двумя руками)ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.
Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз.
У ребенка пространственное восприятие четко связано с перемещением положения мышц шеи, т.е происходит постоянный поиск этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой.
Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций.
Улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить.
Способы развития сенсомотрики у дошкольников: пальчиковые игры, пазлы, настольные игры, дидактические игры, лэпбуки, шнуровки, различные конструкторы, матрешки, изобразительная деятельность, особенно с нетрадиционными техниками. Чем раньше начать заниматься сенсомоторным развитием детей, тем плодотворней будут результаты.
Детки очень любят заниматься- играть с лэпбуками.
Лэпбук это папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Лэпбук в переводе с английского значит «наколенная книга». Это тематическая или интерактивная папка, самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме заполняет или закрепляет пройденный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....
"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".
Дать ребенку как можно больше знаний для более точного выражения себя....
Консультация «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников...
Организация совместной деятельности по сенсомоторному развитию дошкольников с использованием нестандартного оборудования
Использование нетрадиционных материалов в пальчиковых играх для развития мелкой моторики рук детей...
Консультация для родителей "Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"
" Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"...
Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".
Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей" - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....
Использование авторского пособия - мягкая тактильная книга "Развивайка" в сенсомоторном развитии дошкольников сОВЗ
В процессе работы над созданием авторских пособий, немаловажную роль я отвела целенаправленному использованию наглядности и возможности практического действия с предметами. Тематика аппликаций разнооб...