Проект "Лекарственные растения ХМАО-Югры"
проект (средняя группа)
Актуальность:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
На протяжении многих веков бесценные дары природы используются для исцеления от всех болезней. Наши мудрые предки сами составляли рецепты целебных настоев, отваров и передавали их из уст в уста – из поколения в поколение. Многие из этих рецептов, конечно же, затерялись во времени, но достаточно большое их число все же дошло до наших дней. Несмотря на то, что сегодня мы имеем возможность пользоваться всевозможными медицинскими препаратами, природные лекарства также могут оказать нам неоценимую помощь. В природной «аптеке» можно найти средства, действующие как кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, нормализующие работу желудка, печени, почек, сердца, сосудов. Они хороши еще тем, что их грамотное применение требует терпения, сосредоточенности и веры в собственные силы. Человек, решившийся укрепить своё здоровье при помощи лекарственных растений, настраивает себя на нужную волну, благодаря чему включаются резервные возможности организма.
Охрана и укрепление здоровья ребенка всегда были ключевыми целями работы детского сада. В настоящее время эти проблемы звучат наиболее актуально и связаны с состоянием здоровья современных детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые в дальнейшем формируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennye_rasteniya.doc | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»
Проект «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
для детей средней группы «Ромашка»
(возраст 4-5 года)
Маннапова И.В.
воспитатель
Складнева Е.Ю.
воспитатель
г.Советский, 2021 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Название проекта | Лекарственные растения ХМАО-Югры |
2. | Вид проекта | познавательно-исследовательский |
3. | Сроки реализации | 22.11.2021-26.11.2021 г. |
4. | Заказчик проекта | МАДОУ д/с «Ромашка» |
5. | Разработчик проекта | Складнева Е.Ю., Маннапова И.В. |
6. | Участники проекта | Воспитатели, дети, родители. |
7. | Проблема проекта | Дети недостаточно имеют знаний о лекарственных растениях |
8. | Цель проекта | Познакомить детей с лекарственными растениями региона и сформировать у них умения правильно использовать их целебные свойства для оздоровления |
9. | Задачи проекта | - вызвать познавательный интерес к лекарственным свойствам растительного мира посредством ознакомления детей с лекарственными растениями, местом их произрастания, с правилами сбора и хранения лекарственных растений; - развивать коммуникативные навыки и исследовательские умения, умение делать простые умозаключения и выводы; - воспитывать у детей желание не болеть и укреплять свое здоровье с помощью лекарственных растений, бережное и заботливое отношение к природе. |
10. | Предполагаемый результат: | - проявление у детей познавательного интереса к лекарственным свойствам растительного мира. - развитие коммуникативных навыков и исследовательских умений, умение делать простые умозаключения и выводы. - желание не болеть и укреплять свое здоровье с помощью лекарственных растений. - бережное и заботливое отношение к природе. |
11. | Этапы реализации проекта | I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ II ЭТАП: ОСНОВНОЙ III ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
12. | Ожидаемые результаты | |
Для детей | Повышение знания у детей о лекарственных травах и их лечебных свойствах. | |
Для родителей | Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; проявление интереса к совместной познавательной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма. | |
Для воспитателей | Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями. | |
13. | Продукт проекта | Картотеки: «Зелёная аптека на участке детского сада»; «Лекарственные растения». Фито-мешочки с лекарственными травами |
Актуальность:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
На протяжении многих веков бесценные дары природы используются для исцеления от всех болезней. Наши мудрые предки сами составляли рецепты целебных настоев, отваров и передавали их из уст в уста – из поколения в поколение. Многие из этих рецептов, конечно же, затерялись во времени, но достаточно большое их число все же дошло до наших дней. Несмотря на то, что сегодня мы имеем возможность пользоваться всевозможными медицинскими препаратами, природные лекарства также могут оказать нам неоценимую помощь. В природной «аптеке» можно найти средства, действующие как кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, нормализующие работу желудка, печени, почек, сердца, сосудов. Они хороши еще тем, что их грамотное применение требует терпения, сосредоточенности и веры в собственные силы. Человек, решившийся укрепить своё здоровье при помощи лекарственных растений, настраивает себя на нужную волну, благодаря чему включаются резервные возможности организма.
Охрана и укрепление здоровья ребенка всегда были ключевыми целями работы детского сада. В настоящее время эти проблемы звучат наиболее актуально и связаны с состоянием здоровья современных детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые в дальнейшем формируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель проекта: Расширение представлений о видах лекарственных растений.
Задачи проекта:
- вызвать познавательный интерес к лекарственным свойствам растительного мира посредством ознакомления детей с лекарственными растениями, местом их произрастания, с правилами сбора и хранения лекарственных растений;
- развивать коммуникативные навыки и исследовательские умения, умение делать простые умозаключения и выводы;
- воспитывать у детей желание не болеть и укреплять свое здоровье с помощью лекарственных растений, бережное и заботливое отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- Повышение знания у детей о лекарственных травах и их лечебных свойствах.
Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников средней группы для выявления знаний детей о лекарственных растениях. По окончании проекта проводился повторный (итоговый) опрос для анализа результатов. Выстраивалась работа с родителями: разрабатывались консультации (как групповые, так и индивидуальные), проводилось анкетирование с целью выявления уровня знаний родителей по данной теме. Определение целей и задач проекта.
Организация работы над проектом:
- Подбор детской художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки) для чтения.
- Подбор картинок и иллюстраций, игр.
- Работа с методическим материалом, литературой.
- Информирование родителей о проекте.
II ЭТАП: ОСНОВНОЙ
- Беседа «Лекарственные растения».
- Рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях.
- Дидактическая игра «Что лечит это растение?».
- Раскраски на тему «Лекарственные растения»
- НОД «В гостях у доктора Айболита».
Ознакомление с литературой:
Чтение художественной литературы: рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки «О травах», чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель 1. Тема: «В гостях у доктора Айболита»
Программное содержание: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
2. Игровая деятельность: Название игры, цель
1 Подвижная игра «Цветы и дождик», «Хоровод лекарственных растений» - развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
2. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в лесную больницу» - закрепить умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре; формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров.
7.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность: - Раскрашивание раскрасок карандашами, фломастерами.
III ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Изготовление фито-мешочков с лекарственными травами.
- Оформление картотек: «Зелёная аптека на участке детского сада»,
«Лекарственные растения».
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к лекарственным свойствам растений необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
День недели | Содержание проекта | Работа с родителями |
Понедельник | Беседа «Лекарственные растений» Чтение худ.лит-ры: рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» П/ игра «Цветы и дождик» НОД Тема: «В гостях у доктора Айболита» Программное содержание: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. | Анкетирование родителей «Лекарственные растения». Цель: выявить уровень знаний родителей по данной теме. |
Вторник | Рассматривание иллюстраций на тему «Лекарственные растения» Раскраски по теме проекта П/игра: «Цветы и дождик» | |
Среда | Чтение худ.лит-ры: рассказ В. Бианки “О травах” Наблюдение за березой Цель: продолжать знакомить с березой, ее лечебными свойствами, особенностями березы. Подвижная игра: «Хоровод лекарственных растений» | Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав» |
Четверг | Дидактическая игра «Что лечит это растение?» Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в лесную больницу» | |
Пятница | Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева. Выявление представлений детей о лекарственных растениях. | Памятка «Правила сбора и хранения лекарственных растений» |
Приложение № 1
Беседа «Лекарственные растения»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи:
Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
-О каком растении идет речь?
Ответы детей.
- Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.
(Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка или растение из гербария)
Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Отгадайте следующую загадку:
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
О каком лекарственном растении говорится в загадке?
(Демонстрация картинки подорожника или растения из гербария).
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
А этот цветок, я думаю, знают все из вас.
(Показ растения).
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Итог беседы:
-О каких растениях мы с вами говорили?
-Какие это растения?
-А почему их называют лекарственными?
Приложение № 2
НОД «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Используемое оборудование: иллюстрация лекарственных растений: подорожник, мята, малина, смородина; фишки.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о лекарственных растениях; показ иллюстраций.
Ход НОД:
Айболит:
Я к вам пришёл из книжки,
Милые детишки.
Вы про меня слыхали?
Книжку вы читали?
Слышал я, что вы знаете много лекарственных растений, и захотел проверить, правда это? Но сначала ответьте на мои вопросы:
· Какую ягоду собирают осенью на болоте? (клюкву).
· Ягоды какого колючего кустарника можно добавлять в чай? (шиповник)
· От какой ягоды, когда её поешь, становится синим язык? (от черники, голубики).
Дети отвечают, Айболит их хвалит за правильные ответы.
Есть у меня для вас секрет, он связан с лекарственными растениями. А как ещё называют эти растения?
Дети: Зелёная аптека.
Айболит: Молодцы, знаете. А мой секрет такой – спрятан он в потаённых местах в зале, такого секрета много, хватит на всех, но его надо найти, надо быть наблюдательными, как следопыты.
Воспитатель указывает направление и даёт команду к поиску. Дети ищут «секрет» и находят его в разных местах зала. После того, как дети отыщут растения, они встают около Айболита и называют растения, которые нашли. Айболит хвалит детей.
Вы действительно много знаете, действительно наблюдательны – каждый отыскал для себя «секрет».
Воспитатель: Доктор Айболит, а дети у нас не только знают лекарственные растения, но и поют частушки про них. Спойте ребята.
Дети (поют)
Подружка моя, как тебе не стыдно:
Мяту спутала с травой – до чего ж обидно!
Подружка моя, как тебе не стыдно:
Лист крапивы на порезе – думаешь не видно!
Подружка моя, мне, конечно, стыдно:
Подорожник я не знаю – до чего ж обидно!
Подружка моя, надо заниматься.
Отличишь пырей от мяты – будешь улыбаться!
Айболит хвалит детей, благодарит за правильные ответы, частушки. Награждает детей медалями за внимательность и прощается с детьми.
Приложение №3
Ромашка лекарственная
Русское название ромашка появилось в 18 в. В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице. Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.
Одуванчик
В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков. В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.
Подорожник
Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой». Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги. Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях. Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.
Клевер
Клевер – это всем известное луговое растение. О нем часто упоминают в сказках и байках. Клевер красиво цветет — яркими, малиновыми шишечками. Но этот небольшой милый цветок обладает колоссальной силой и пользой. Об этом знали еще сотни лет тому назад, и по сей день клевер входит в состав многих лечебных травяных сборов. Клевер даже сравнивают с женьшенем, настолько хорошо он помогает. Красный клевер — это древнейшее лекарство против онкологических заболеваний. Для лечения применяют стебли, листья, корни и цветки.
Крапива двудомная
Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь. Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин. В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.
Мать и мачеха
Ярко-жёлтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать.
Целебные свойства мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции. В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля, начиная от хронического бронхита курильщика и заканчивая простудой. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.
Чистотел
В народной медицине чистотел, как лекарственную траву применяют как внутренне, так и наружно. На основе чистотела готовят отвары, настои, мази, настойки. Чистотел обладает противовоспалительным свойством. Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами. Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством. Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для удаления мозолей. Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми, противовирусными свойствами.
Тысячелистник
Растение хорошо известно народным целителям своими лекарственными свойствами. Тысячелистник – цветок неприхотливый, он является прародителем многих декоративных сортов для сада, отличающихся яркими красками и выносливостью. Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Растение оказывает положительное действие на внутренние органы человека. Тысячелистник применяют в качестве ранозаживляющего, бактерицидного и антиаллергического средства. Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Кроме того, растение способно сделать реже частоту сердечных сокращений.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни!
Приложение №4
Памятка по сбору лекарственных трав:
- Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.
- Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.
- Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.
- Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.
- Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.
Правила правильного сбора лекарственных растений.
- Нельзя срывать растения для букетов.
- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.
- Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.
- Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.
- Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.
Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки. Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Растения ХМАО-Югры"
Краткая аннотация проекта «Растения – ХМАО-Югры». Это про растения растущих в Ханты-Мансийском автономном округе. В процессе работы над проектом у воспитанников подготовительной группы формируют...
Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...
Презентация «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
Презентация...
Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»
Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...