Представление опыта работы по теме "Развитие мыслительных способностей детей старшей группы посредством интеллектуальных игр А.З.Зака"
материал (старшая группа)
Выступление в XV педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мыслительных способностей детей старшей группы посредством интеллектуальных игр А.З. Зака.
Ольхина Наталья Юрьевна, воспитатель
МБДОУ №52 города Канска
Е-mail: delphin52kansk@mail.ru,
Тел. (39161) 6-36-52
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке.
Дошкольное детство - благоприятное время для развития мышления, как способности к совершению различных мыслительных операций. В это время решаются задачи подготовки детей к школьному обучению, в ходе которого ребенок усваивает логические понятия и конструкции, учится получать обоснованные выводы из имеющихся предпосылок и следовать правилам рассуждения.
Я, как педагог, разделяю эту точку зрения и считаю, что, развитием мыслительных способностей ребенка необходимо заниматься с ранних лет, чтобы в дальнейшем ему было легче переносить свой опыт на более сложные задачи.
В современном мире существует множество методик и программ по развитию интеллекта детей. Многие из них направлены на приобретение определенных знаний и умений. Мое внимание привлекла программа А.З. Зака «Будем смышлеными», направленная именно на развитие интеллектуальных способностей детей 5-6 лет, а также на развитие умения совершать мыслительные операции (анализировать, планировать, рассуждать), которые главным образом влияют на успешное дальнейшее обучение в школе.
В своей группе в начале года, я провела тестирование детей на основе методики А.З. Зака, чтобы выявить уровень владения этими операциями. В результате диагностики было выявлено, что большинство детей не владеют понятиями, предлагаемые программой. В частности в играх на умение анализировать, только 10 детей из 25 отвечали на вопросы программы верно, остальным детям требовалась помощь при ответах на вопросы, в которых требовалось найти рисунок с такими же элементами (например: у какого башмака нет ничего общего с башмаком 11?).
Выполняя задания на умение планировать, большинство детей не испытывали трудностей при перемещении воображаемого объекта. С подобной игрой «Как гусеница и муравей в гости ходили» мы знакомились в средней группе. 16 детей из 25 с уверенностью и без ошибок отвечали на вопросы игры.
В логических играх на умение рассуждать только 5 детей из 25 справились с заданиями.
Трудности детей, выявленные в результате проведенной диагностики, поставили передо мной цель развивать мыслительные способности дошкольников.
Задачи:
- Развитие мыслительных операций
- Увеличение объема внимания и памяти
- Совершенствования образного и вариативного мышления, фантазии. Воображения, творческих способностей.
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию мыслительных способностей дошкольников будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
В программе «Будем смышлеными» собраны различные занимательные игры разного уровня сложностей. Задания, разработанные А.З. Заком, для детей разного возраста, требуют не угадывания, а логического рассуждения и имеют несколько вариантов решения, не ограничивающие умственные действия ребенка.
Курс занятий составлен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес детей к интеллектуальным играм. Для этого на каждом следующем занятии ребенку предлагается формировать иное познавательное умение, а не то, которое предлагалось на предыдущем занятии, т.е. занятия чередуются. Например, занятие 1 направлено на формирование умения анализировать, 2- планировать, 3- рассуждать и т.д. Во вторых на занятиях, посвященных формированию одного и того же умения используются разные игры. В третьих каждый раз занятие проводится на разнообразном изобразительном материале.
При организации занятий, я стараюсь учитывать, в какой мере интересны ребенку занятия, и насколько быстро он утомляется от умственной деятельности.
Главное, не количество вопросов, проработанных на одном занятии, а то, насколько качественно это сделано, т.е. в какой степени самостоятельно и уверенно это делает ребенок.
В рамках самообразования я составила план на год. Занятия провожу 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Для развития умения анализировать провожу игры «Разное-одинаковое», «Такое –не такое». Обе игры чрезвычайно полезны для тренировки в выделении разных элементов в предложенных изображениях предметов. Благодаря такой тренировке, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.
Для развития умения планировать провожу игры «Шаг прямо», «Шаг наискось», «Шаг прямо - шаг наискось». В этих играх требуется перемещать воображаемого персонажа по определенным правилам.
Эти игры незаменимы для тренировки умения планировать, т.к. с одной стороны ребенку нужно действовать с воображаемым персонажем, т.е. мысленно. С другой стороны, необходимость соблюдать определенные правила побуждает ребенка управлять своими мыслями (слайд 6,7).
Задания на перемещение воображаемого объекта, я преобразовала в интересную форму и направила вопросы на развитие мышления на знакомый детям материал. Игра «Прогулка по участку детского сада» применяется мной для вовлеченности детей, т.к. занятия с этим материалом знаком детям из занятий по программе «Развитие» в разделе ориентировка в пространстве. (СЛАЙД 8) Картинки, предложенные в программе, заменяю картинками с условными обозначениями объектов участка. Вовлечение детей обеспечивается воображаемой ситуацией, в которой дети прогуливаются по участку.
В конце занятий, предлагаю детям самим придумать загадку на перемещение (например: куда я попаду, если сделаю 2 шага прямо от веранды?). Находясь в позиции загадывающего у ребенка появляется возможность что-то придумать и вступить в активный диалог со сверстниками или воспитателем.
По этой же аналогии мной была создана игра «В гости к бременским музыкантам» (слайд 9) В этой игре воображаемый гость ходит только по прямым дорожкам, а бременские музыканты – это кружки разного цвета (заменители).
Уголок логики и математики пополнился этими играми, и находятся в свободном доступе.
Для формирования умения рассуждать предлагаются логические игры.
В них требуется делать вывод из суждений о расположении изображений на листе относительно друг друга. В играх для детей 5ти лет учитываются отдельные пространственные отношения изображений. К таким отношениям относятся: соседнее изображение, изображение, расположенное между другими, через одного от другого, ниже, выше другого, ближе, дальше.
(слайд 10)
С детьми, испытывающими трудности в определении пространственных отношений, проводила предварительную работу. Для этого использовала раздел «Когда ребенку трудно» в программе А.З.Зака. В этом разделе автор предлагает вопросы к рисунку «Фигуры, знаки» (СЛАЙД 11)
На основе этих заданий мной была создана игра с теми же вопросами, но на новом интересном детям материале с картинками «Морские обитатели». Вопросы направлены на поиск изображения по предлагаемому отношению и постепенно усложняются. За каждый правильный ответ, ребенок получает картинку с морским обитателем, количество полученных картинок определяет победителя, что побуждает ребенка ответить на большее количество вопросов. Игра может проводиться с подгруппой детей и индивидуально.
Таким образом, уникальная методика, направленная на развитие мыслительных действий реализована в новом формате, интересном и мотивирующем детей на решение более сложных задач.
Когда ребенок уверенно ориентируется в этих понятиях, можно начинать заниматься по основной программе.
В результате повторной диагностики в середине года, я выявила динамику развития детей в умении совершать мыслительные процессы. За основу я взяла те же вопросы из первых занятий, что и в начале года. С заданиями на умение анализировать самостоятельно справились 18 детей (в начале года 10), планировать 20 (в начале года -16), рассуждать-10 детей (на начало года-5 детей).
В результате, я сделала вывод, что проведенная мной работа дала положительный результат:
- Воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок.
- Самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- Стремятся к достижению поставленной цели;
- Умеют переносить усвоенный опыт на новые ситуации.
- Дошкольники овладели простейшими операциями аналогии, анализа, сравнения.
- Дети научились планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их.
Постоянная поддержка усилий ребенка и конструктивное, оптимистическое отношение к их результату является надежной основой достижения главной цели занятий - повысить уровень развития таких важных для будущего обучения познавательных умений, как умение анализировать условия разнообразных задач, умение планировать их решение и умение обосновывать способ их действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961541-1508430955.png)
Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-137188-1353221652.jpg)
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765720-1457469795.jpg)
Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/11/picture-588456-1662871578.jpg)
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год
Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-591661-1536442728.jpg)
Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».
В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-755174-1455361369.jpg)
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности»
Самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/17/picture-1484606-1694957538.jpg)
Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
https://docs.google.com/presentation/d/1zmcMDA8kVIT061sjQKwUPLfwX3iHzB0s/edit?usp=sharing&ouid=117402203104264697524&rtpof=true&sd=true...