«Правила общения с ребенком в семье»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация
«Правила общения с ребенком в семье»
«Семья это царство отца, мир матери и рай ребенка».
К.Д. Ушинский
Проблема влияния семейного воспитания и роли семьи в воспитании детей становится из года в год всё актуальнее, начиная с учреждений образования и заканчивая СМИ. Воспитание ребенка процесс непрерывный и многообразный.
В последние годы родители стали придерживаться принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, свободными. Казалось бы, демократические и человеческие ценности поставлены во главу, отношения родителей и детей основаны на доверии и сотрудничестве, т.е. то, что и требуется. На деле же происходит следующее: своими бесконтрольностью и попустительством родители в семейном воспитании становятся просто наблюдателями. Детей в таких семьях это положение тоже устраивает: минимум требований, правил, норм поведения и главное - есть уверенность, что в любом случае, всегда родители будут ярыми защитниками только своих и твоих интересов. Но мы то знаем, что отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, а попустительство перейдёт к открытой неприязни к школе, к учителям как со стороны детей, так и со стороны родителей. В дальнейшем дети из таких семей импульсивны, часто на людях ведут себя неадекватно, они не переносят никаких ограничений, они не умеют внимание интересы других, склонны потакать своим слабостям и со временем не способны сочувствовать уже даже своим родителям.
В итоге происходит игнорирование всех требований и правил со стороны детей и постепенное отчуждение ребенка от родителей, а родителя от конфликтного ребенка. А это уже, я считаю, станет не просто бедой, а трагедией не только семьи, но и всего общества. Вот почему сегодня мы все должны и обязаны уделять внимание семье и ее роли в воспитании будущего гражданина и Человека.
Родители первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, к людям, вещам, явлениям и т. д.
Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же надо общаться с ребёнком?
- Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Общаться с ребёнком. Как?
Надо принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!
Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Как выразить свою любовь к ребёнку?
Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?
Детские психологи рекомендуют обнимать ребёнка несколько раз в день. Они утверждают, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.
Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется сочетанием положительного эмоционального отношения к ребенку, разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку.
Воспитатель Агаева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила общения с ребенком
Позитивное общение с ребенком...
12 основных правил общения с ребенком
Можно быть замечательным родителем и совершенно не уметь общаться с ребенком. Существуют правила, которые помогут вам узнать своего ребенка....
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА: 10 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
10 правил общения с детьми в семье...
«Правила общения с ребенком в семье»
Проблема влияния семейного воспитания и роли семьи в воспитании детей становится из года в год всё актуальнее, начиная с учреждений образования и заканчивая СМИ. Воспитание ребенка процесс непрерывный...
Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье
Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье...
Консультация для родителей "Правила общения с ребенком в семье""
Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей....
Год семьи Общение с ребенком в семье
Учитесь слышать и слушать ребенка...