«Развитие памяти дошкольников через дидактическую игру»
статья
В статье 2.6. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) говорится, что: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…». [1] Таким образом, можно сделать вывод, что развитие памяти осуществляется в наибольшей степени в области «Познавательное развитие».
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запомнить и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы.
Изучению проблемы формирования и развития памяти посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.М. Игнатенко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_doshkolnikov_cherez_didakticheskuyu_igru.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие памяти дошкольников через дидактическую игру»
В статье 2.6. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) говорится, что: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…». [1] Таким образом, можно сделать вывод, что развитие памяти осуществляется в наибольшей степени в области «Познавательное развитие».
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запомнить и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы.
Изучению проблемы формирования и развития памяти посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.М. Игнатенко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка. Поэтому я выбрала для развития памяти дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из основных средств обучения дошкольников. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
- «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.
- «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
- «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
- «Чудесный мешочек». Положите в мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
- «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
- «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
- «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры - набрать как можно больше парных фишек.
- «Создай целое». Эта игра состоит из картинок, с изображением законченного предмета разрезанная на несколько частей.
Ребенок должен собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь ребенку максимально раскрыть свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".
Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....
консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов ...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, ...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
Одним из основных видов игровой деятельности является дидактическая игра, она направлена не только на решение разных речевых задач, но и способствует развитию познавательных и умственных способностей....
Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...
статья на тему: «Развитие памяти дошкольников через дидактическую игру»
развитие памяти дошкольников через дидактическую игру...