"Музыкально-исполнительская деятельность детей"
статья (подготовительная группа)

Плаксина Любовь Яковлевна

В статье  описан трехлетний курс обучения детей старшего возраста игре в оркестре (ансамбле)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Моя  педагогическая  находка»

«Музыкально-исполнительская деятельность детей»

  «Звуки  скажут  больше,  чем  слова».

                                                                                                          В.  Каневский.

   Музыка… Волшебные звуки, сливающиеся в мелодию, заставляют человека плакать, улыбаться, мечтать и любить. Как научить ребенка слушать и слышать музыку, воспринимать её не просто как набор звуков, а как цельную картину окружающего мира?

   Развитие эмоционально-чувственной сферы  ребенка важно начинать именно в дошкольном возрасте. Чтобы у ребенка проявился интерес  к  слушанию  музыки, он сам должен погрузиться в неё. А как? Это исполнительство на детских музыкальных инструментах.

    Одной  из  форм  коллективной  музыкальной  деятельности  в  детском  саду  является  игра  в  оркестре  (ансамбле).  Она  стимулирует  более  быстрое  развитие  музыкальных  способностей  и  обогащает  музыкальные  впечатления  детей;  повышает  ответственность  каждого  ребенка  за  правильное  исполнение  своей  партии;  помогает  преодолеть неуверенность,  робость;  сплачивает  детский  коллектив.   В  процессе  игры  на  музыкальных  инструментах  ярко  проявляются индивидуальные  способности  каждого  ребенка.  

    Синтез  различных  видов  музыкально-исполнительской  деятельности  детей  - музицирование  в  оркестре,   пение,  музыкально-ритмические  движения,  музыкальные  игры – способствует  их  наиболее  быстрому  и  разностороннему  музыкальному  развитию.        

    Данный  проект  рассчитан  на  детей  среднего  и  старшего  возраста  детского  сада.  Строя  свою  работу  по  изучению  основ  нотной  грамоты,  я  исхожу  из  того,  что   это  обучение  предполагает  использование  музыкальных  инструментов.

    В  основу  обучения  детей  навыкам  элементарного  музицирования  положены  два  метода,  которые  определяют  приемы,  способы  и  средства, необходимые  для  развития   эмоциональности  детей,  их  креативности,  любви  к  музицированию,  а  также  для  формирования  навыков  и  умений.

Это  метод  активизации  творческих  проявлений  ребенка  и  метод  моделирования  элементов  музыкального  языка.                        

    Курс  рассчитан  на  три  года  обучения,   для  детей  средней,  старшей  и  подготовительной групп,  состоит  из  пяти  разделов:

  1. Знакомство  с  инструментами  и  оркестрами.
  2. Элементарная  музыкальная  грамота.
  3. Упражнения  для  обучения  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.
  4. Игра  в  оркестре (ансамбле).
  5. Творческие  задания.        

      Реализуется  проект  в  ходе  совместной  деятельности   музыкального  руководителя  и  воспитателя,  в  ОД  «Музыка»,  а  так  же  в  индивидуальной  и  подгрупповой   работе   с  детьми,  время  которой   определено  циклограммой  музыкального  руководителя.    По  характеру  проект  творческий.  По  педагогическим  целям – познавательный,  обучающий,  т. к.  предполагает  не  только  творческую  деятельность  детей,  но  и приобретение  новых  знаний,  умений,  навыков,  способствующих  проявлению  интереса  к  музицированию.

     Участие   детей  в  детском  музыкальном  оркестре  помогает  выявить  склонности  и  возможности  каждого  ребенка,  способствует  развитию  его музыкальности.   Формирует   такие   интегративные  качества  личности, как:

 - становление  и  развитие  волевых  качеств: выдержки,  настойчивости,  

   целеустремленности,  усидчивости;

 - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, координации  музыкального

   мышления  и  двигательных  функций  организма;

 - взаимодействие   ребенка  с  равноправными  партнерами  развивает  у  него  свои   действия, чувства  и  мысли,  соотносимые  с  действиями, мыслями и  чувствами  других,  позволяет  предвидеть  причинно-следственные  связи  в  социальных    взаимоотношениях;

 - ребенок способен  управлять  своим поведением  и  планировать  свои  действия;

 - может  решать  интеллектуальные  и  личностные  задачи,  адекватно  возрасту;

 - умеет  выполнять  задания  взрослого.

       Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному  исполнительству  хорошо  готовит их к будущим занятиям в школе.

  Новизна  данного  проекта  состоит  в  том,  что  он:

-  интегрируется с образовательной  областью «Музыка», театрализованной

   деятельностью;

 - в нем используются не только музыкально-дидактические игры, но  и  

   синестетические  игры;

 - он  впервые  используется  в  нашем  детском  саду;

 - подразумевает совместное  участие  детей, музыкального  руководителя,  

   воспитателя  с  привлечением  родителей.          

     Освоение  нотной  грамоты – важная  форма  работы  в  музыкальном  воспитании  детей.  Звуки  прежде,  чем  символы, -  такое  общее правило.  Мысль  о  том,  что  всевозможные  линии  и  точки  могут  обозначать  звуки,  должна  еще  родиться  в сознании  ребенка.  Он  её  может  «открыть»  сам  в  процессе  музицирования,  игры  со  звуками,  инструментами,  их  тембрами.  В  донотном  периоде  с  большей  эффективностью  применяются  различные  способы  моделирования  элементов  музыкального  языка,  призванные  помочь  детям  представить  их  в  понятном  и  доступном  виде.  Звуки  в сознании  детей  лишь  со  временем  оформляются  в  зрительные  образы.  Поэтому  для  первоначальной  ступени  освоения   основ  нотной  грамоты  есть  только  то, что  дети  способны  воспринять,  осознать  и  самостоятельно  исполнить.  Объём  и  глубина  освоения  нотной  грамоты  определяются  только  её  практической  необходимостью  (для  музицирования).   Обучение  предполагает  использование  детских  музыкальных  инструментов.

     Данный проект  реализуется  в  ходе  совместной  деятельности  музыкального  руководителя  и  воспитателя,  с  участием  родителей.  Обычно  родители  сами  решают  вопрос  о  дальнейшем  музыкальном  образовании  ребенка,  но  не  последнюю  роль  играет  в  этом  вопросе  участие  ребенка в  оркестре.  Присутствуя  на  занятиях,  наблюдая  за  ним  на  праздниках  в  течение  ни  одного  учебного  года,  родители  имеют  больше  оснований  для  принятия  решения  о  дальнейшем  музыкальном  образовании   своего  ребенка.

     Главная цель моей работы как педагога – показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка. Эта цель определяет содержание данной работы.

      Современное образование предполагает необходимость развития нового мировосприятия дошкольников, готовности и способности расти в поликультурном, современном обществе, образование должно способствовать расширению коммуникативного диапазона за счет взаимодействия с детьми и взрослыми других культур.

     Таким образом, актуальность исследования определяется:

  1. необходимостью создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к развитию музыкального исполнительства;
  2. объективными, постоянно растущими требованиями общества к уровню развития музыкальной культуры, способствующих развитию музыкального исполнительства у детей дошкольного возраста;
  3. недостаточной разработанностью программ, связанных с музыкальным развитием дошкольников  в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

       

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Поем дома вместе с мамой» — развитие музыкально-исполнительских навыков

Живая разговорная речь отличается от певческой речи.Работа над темпоритмом в пении – это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над постановкой дыхания, текстом над речевым дейс...

Статья "Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности"

К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания ...

Организация совместной музыкально-исполнительской деятельности детей и родителей в процессе подготовки к культурно-досуговой деятельности дошкольников.

Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и обра...

ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...

«Участие родителей в совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности»

Аннотация проекта: В данной статье раскрывается тема взаимодействия музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия....

«Участие родителей в совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности»

Аннотация проекта: В данной статье раскрывается тема взаимодействия музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия....