Консультация для родителей " Адаптация ребенка к детскому саду"
консультация (младшая группа)
информация для родителей, которые адаптируют своего ребенка к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка.
Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему:
чувство психологической защищенности;
доверие к миру;
эмоциональное благополучие;
формирование базиса личностной культуры;
развитие его индивидуальности.
Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Все это определяет актуальность данной темы.
Особенности адаптационного периода.
Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значение адаптации для здоровья ребёнка
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание «тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом (это состояние ещё в 1848 году было описано).
Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают и ахают, причитывают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребёнка. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх.
Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс- это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Меры, облегчающие адаптацию
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
2.Возраст малыша.
3.Биологические факторы.
Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:
- если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растет общительным и самостоятельным, период адаптации заканчивается за 10-12 дней;
- если у ребёнка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закрывается дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступая в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.
1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
С поступлением ребенка двух - летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. Как известно, адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.
Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией, наверное, главное, что можем сделать мы взрослые - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими людьми начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам.
Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п.
Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями –
- это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;
- повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах;
- увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на индивидуальные консультации к специалистам;
- возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ;
- увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях;
- рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Л.В.Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1.Знакомство.
Ребенок, поступающий в ГДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим.
Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных.
Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей мипедагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
4.Организация диагностической работы.
Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для воспитателей и родителей "Взаимодействие с родителями по преемственности детского сада и школы"
консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»
Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников ...
Статья. Родителям о правилах детского сада и правах педагога.Семья и детский сад - шаги навстречу .
Это статья поможет воспитателям провести первое родительское собрание. Какие шаги нужно сделать навстречу друг другу для того, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду ...
Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?
Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Семья и детский сад: шаги навстречу. Родителям о правилах детского сада и взаимодействии с воспитателем.
Взаимодействие семьи с детским садом - тема очень важная и актуальная. Вот несколько шагов навстречу друг другу, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду, ...