Статья. Экологическое воспитание как средство осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
статья
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
В 2010 году Д.А.Медведев, будучи Президентом России, на заседании президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности страны, заострил внимание: «Если действительно не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподаётся в детских учреждениях, школах, ВУЗах, то нормального экологического сознания у людей точно не будет. При отсутствии экологического образования у подрастающего поколения формируются потребительские взгляды и соответствующее им отношение к природной среде».
Наверное, это действительно так. Поэтому чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования населения, начиная с дошкольного возраста.
Указом Президента РФ В.В.Путина, в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду принято решение: «Провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды. Рекомендовано исполнительной власти субъектов РФ осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в РФ Года охраны окружающей среды».
И это ещё раз подтверждает, что руководство страны обратило внимание на необходимость существенного улучшения природоохранной деятельности и бережного отношения к окружающей природной среде, по-хозяйски использовать природные ресурсы, не нанося ущерба природе.
А это прививается человеку именно с самого раннего возраста.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о растениях.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения.
Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), размещены ящики с почвой, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев, растения, за которыми ведутся наблюдения.
Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.
На территории нашего детского сада есть участок молодого леса, где растут разные виды деревьев, дети знакомятся с их названиями, строением, особенностями.
Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! «Лес» для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия.
Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. В садике проводилась акция «Жалобная книга природы», у себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Подари цветок детскому саду». Акция «Не проходите мимо» проводиться весной и летом. Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В поле зрения попадает то, мимо чего множество людей проходят, не замечая – забота об исчезающих видах растений (ландыши, подснежники).
Вместе дети с родителями рисовали плакаты экологического содержания, создавали презентации на тему: «Комнатные растения и я».
В акции «Мой чистый дом – Ишимбай» я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов, слайдов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.
Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...
Экология - как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру
Формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с ранне...
ЭКОЛОГИЯ - КАК СРЕДСТВО ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Экологическое воспитание дошкольников....
Экологическое воспитание как средство всестороннего развития дошкольников.
Консультация для педагогов....
Статья Музыкальное воспитание как средство развития ребенка-дошкольника
Музыка может обогатить духовность нашего подрастающего поколения, помочь в становлении разносторонней личности ребенка. Ведь слушать и слышать музыку это значит познавать мир душой.В статье я дел...
Экологическое воспитание как средство интеллектуального развития дошкольников
Экологическое воспитание, интеллектуальное развитие дошкольников через природоведческую тематику, путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность, с использованием совреме...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру» ...