Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности.
материал (подготовительная группа)
Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр в руке
Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание, память и снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).
«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включают в режим дня.
Утром с небольшой группой детей или индивидуально.
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)
Вы проснулись? ( «Смотрим в бинокль».)
С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)
Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)
Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем.)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули (руки тянутся в стороны),
Покрутили (круговые движение пальцев от себя),
Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
На физкультминутках (три-четыре упражнения)
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ( «Пальчики здороваются» или «Коготки» ), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ( «Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используется пальчиковые кинезиологические упражнения –из серии « гимнастики мозга».
На физкультурных занятиях.
Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движение пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большим пальцем),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).
Которые сами
В грязи утонули ( движение, имитирующее пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак; затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд,правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».
Как живёшь?
- Вот так! ( Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак.)
А плывёшь?
-Вот так! (Руками изображают движение пловца.)
Как бежишь?
-Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища.)
Вдаль глядишь?
-Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)
Машешь вслед?
-Вот так! (Энергичные движения кистями рук.)
Ночью спишь?
-Вот так! (Ладони под голову.)
А шалишь?
-Вот так! ( Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)
На музыкальных занятиях.
Провести любую пальчиковую гимнастику под музыку.
Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движением рук и пальцев).
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила. Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет (закройте лицо руками). Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
На прогулке в тёплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
«Гусь»
Гусь гнездо своё чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
«Зайчик - кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
А колечко непростое-
Блестит, словно золотое.
В зачине подвижной игры или в ходе игры.
Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.
В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).
Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).
Не пугает их волна, Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).
В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - « обезьянка дразнится»).
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики на образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, кот...
Мастер - класс "Пальчиковая игра и театрализованная деятельность, как средство оздоровления дошкольников"
Доклад с презентацией. Воспитатели: Хабарова ЛД, Ильченко НД....
Мастер-класс. "Пальчиковая игра и театрализованная деятельность как средства оздоровления дошкольников"
Мастер-класс...
Сборник игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика
Сборник игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика...
«Речевые физминутки, пальчиковые гимнастики в творческой деятельности детей»
Речевые физминутки помогают ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно! ...
Театрализованное развлечение «Сорока-Белобока» с использованием здоровье-сберегающей технологии: пальчиковая гимнастика.
Цель: обогатить представления детей яркими художественными впечатлениями. Побуждать к активному участию в театрализованной деятельности.Задачи: Физическое развитие детей: включ...
Картотека пальчиковая гимнастика по изобразительной деятельности
Пальчиковая гимнастика. 1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. 2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслу...