ПРОЕКТ «Ландшафтный дизайн территории ДОУ»
проект
Проект "Ландшафтный дизайн территории ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_detstva.docx | 82.72 КБ |
proekt_mir_detstva.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Ландшафтный дизайн территории ДОУ»
Выполнила: Половцева М.В.
Хабаровск 2019
Проект
ландшафтного дизайна на территории МАДОУ "Верботон"
Аннотация.
Одна из задач коллектива нашего ДОУ – формирование нравственных качеств дошкольника. В условиях безответственного отношения общества к природным ресурсам перед педагогами стоит задача воспитания экологически грамотного поколения, впитавших в себе заботливое отношение к природе. Решение подобной задачи предполагает организацию воспитательной и образовательной работы на разных уровнях. Оптимальные условия для этого предоставляет образовательный комплекс.
В детском саду экологическому образованию и воспитанию детей, формированию у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе уделяется достаточно внимания. Педагогическому коллективу особенно важны поиск и применение разных методов для решения задач экологического образования дошкольников.
Все дети от природы любознательны - им интересно практически все, так как каждый день приносит для них новые открытия.
Технология проектной деятельности прочно вошла в практику дошкольных образовательных организаций и используется педагогами для решения разных задач: расширения образовательного пространства, активизации и углубления знаний детей, развития у них творческих способностей, удовлетворения их потребности в познании, исследовании и т.д.
Рассматривая проектную деятельность как тематическую интегративную образовательную деятельность, педагоги дошкольного учреждения занимаются организацией развивающей предметно-пространственной среды - оформлением комфортной ландшафтной зоны в рамках экологического образования детей.
Ландшафтный дизайн детского сада - должен быть удобным, красивым, функциональным и безопасным для детей и обладать множеством уголков, которые им будет интересно исследовать еще долгое время.
Оформление территории дошкольного учреждения создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду.
Оформление ландшафтного дизайна на территории детского сада – процесс очень важный и ответственный. Необходимо обеспечить не только благоприятные и безопасные условия для воспитанников, но и создать привлекательный и эстетичный облик двора дошкольного учреждения. Кроме того, должна быть создана такая предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребности детей в новизне.
Территория детского сада разделена на несколько пространств, предусматривающую организацию с воспитанниками разных видов деятельности.
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.
Вид проекта: комплексный.
Продолжительность проекта: долгосрочный проект.
Сроки реализации проекта: январь 2019 г. – сентябрь 2019 г.
Участники проекта: педагоги МАДОУ "Верботон", родители, дети.
Актуальность.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях необходимо спроектировать специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении.
Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ решает задачине только экологического образования, но и эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.
Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для обеспечения условий полноценного развития, осуществления экологического, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за растениями;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых, привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.
Ожидаемые результаты:
- преобразование территории ДОУ в пространство с наличием новых зон и объектов;
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
- повышение уровня сформированности экологических знаний детей;
- совершенствование уровня профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогов;
- привлечение родителей к благоустройству и озеленению территории ДОУ.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Анализ состояния территории детского сада.
Проанализировав состояние территории ДОУ, мы поняли, что необходимо общими усилиями с родителями его благоустроить. Было решено создать проект, который бы решал эту задачу.
II этап – основной.
1. Разработка плана действий по реализации проекта.
2. Создание плана-схемы обустройства территории ДОУ с указанием зон.
3. Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
4. Приобретение необходимых материалов для реализации проекта.
5. Преобразование уже имеющихся и создание новых клумб.
6. Приобретение посадочного материала.
7. Высаживание растений.
8. Совместный труд детей и взрослых на огороде и в цветнике.
III этап – заключительный.
- Преобразование предметно – развивающей среды на территории детского сада.
- Укрепление партнёрских отношений в сотрудничестве детского сада с родителями воспитанников.
- Проявление творческой активности, экологической осознанности детей в познании окружающего мира.
В соответствии с обозначенными направлениями на территории ДОУ мы выделили несколько зон:
- Альпийская горка
- Сад камней
- Водоём
- Розарий
- Зелёная аптека
- Цветник
- Деревенский дворик
Основные компоненты реализации проекта:
Данный проект рассчитан на период с январь 2019 г. по сентябрь 2019 г. Основная идея реализуемого проекта состоит в организации мероприятий, направленных на создание природно-ландшафтного и дизайнерского комплекса на территории учреждения и повышение профессиональной компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
Выполнением проекта будут заниматься педагоги, родители и дети. План реализации проекта и последовательность работы будет осуществляться в течение учебного года и в три этапа. В процессе разработки и реализации проекта педагогами будут учтены все требования: оформительская идея, многофункциональность, эстетическое единство, практичность использования и безопасность.
Анализ состояния территории МАДОУ "Верботон".
Территория дошкольного учреждения – это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Вот и мы хотим, чтобы взгляд тех, кто придет к нам в детский сад, радовали разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратные спортивные снаряды, чтобы все сразу поняли, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.
Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ухоженные красивые, цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Для работы над проектом ландшафтного дизайна педагогический коллектив провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.
Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая зона, физкультурно-спортивная зона, хозяйственная зона, детские игровые площадки. Территория имеет не достаточно ухоженный вид.
Эстетическая зона: Около здания детского сада разбиты цветники. На прогулочных участках имеются цветочные клумбы.
Физкультурно-спортивная зона – важная часть территории ДОУ. Она представлена спортивной площадкой. Спортивной площадканаходится вне доступа для физкультурно-оздоровительной работы с детьми из-за небезопасного состояния спортивного оборудования, установленного на ней. Не на всех прогулочных участках имеется оборудование для лазанья и подтягивания, для ходьбы и упражнений для равновесия.
Зона отдыха: На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, беседки, где можно спрятаться от солнца и дождя. Одно из любимых мест ребят – песочницы. На участках групп имеются детские деревянные домики.
Безопасность жизнедеятельности: объект находится под охраной, а также ведётся видеонаблюдение. Территория имеет ограждение по периметру, которому требуется частичная замена, т.к. сетка на заборе старая и ломается. В ночное время территория освещается уличными фонарями. На территории детского сада много зелени. Это защищает участки от пыли, служит также защитой от солнца в жаркое время года. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована. Во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.
В отдаленном от здания месте находится хозяйственная зона, где установлен мусоросборник, закрывающийся крышкой.
В ходе анализа территории детского сада выявлены следующие проблемы:
- Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать декорирование цветников.
- Необходимо облагородить территорию детского сада дополнительными зонами и объектами для организации процесса экологического образования детей.
- Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо установить новое оборудование на спортивной площадке.
- Необходимо спилить старые тополя, представляющие угрозу безопасности детей и взрослых и подрезать разросшиеся кустарники.
- Необходим качественный ремонт асфальтового покрытия. Для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах необходимо оформить специальную площадку.
- Необходимо заменить старое ограждение территории детского сада на новое.
Список необходимых материалов и оборудования
для реализации проекта.
- Саженцы цветущего кустарника.
- Рассада и семена цветочных культур.
- Камни.
- Песок.
- Плодородный грунт.
- Таблички-указатели.
- Элементы декора.
- Малые архитектурные формы.
- Пиломатериал: дерево для изготовления домика, заборчика, скамеек, мостика.
Пояснения к плану - схеме.
Название зоны или объекта | Описание | Назначение |
«Альпинарий» (или «Альпийская горка») | Альпийская горка - это ландшафтный дизайн, это художественно оформленное сооружение, состоящее из сочетающихся растений и камней, с помощью которых формируют подобие горы. Для её устройства необходим солнечный и безветренный ландшафт. Альпийская горка должна иметь несколько сторон достойного обзора. Альпийской горке просто необходимо гармонировать с окружающей природой. Виды насаждений: В композиции должны присутствовать растения разных видов. Это низкорослые растения с небольшими корнями. К таким относятся почвопокровные многолетники, низкорослые деревья и кусты, лиственные и хвойные травы, луковичные и злаковые культуры. | Альпийская горка служит украшением территории сада. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи: Служит целям экологического обучения и воспитания детей:
|
| Сад камней - это культурно - эстетическое сооружение. Сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются хаотично расположенные на ней группы неотёсанных камней. Материал и оборудование: дерево, песок, камни, галька; мостик. | Сад камней предназначен для умения видеть прелесть обычного и изящество простоты. Усиливает тягу к любованию природой, размышлению, уединению. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи:
детей о качественных характеристиках камней, о видах и свойствах камней посредством экспериментальной деятельности;
|
| Водоём - это сооружение, заполненное водой.Предусматривает временное скопление воды в искусственной впадине. Создаётся человеком. Материал и оборудование: пластиковый бассейн, природный камень, сухие толстые ветки, напоминающие коряги, песок, вода; скульптуры, элементы декора. Виды насаждений: Всевозможная растительность -многолетние цветочные растения, злаки, деревья, водные растения. | Украшает территорию, делает ландшафт более интересным и живым. Предполагает экологический подход: экологическая безопасность, покой и уединение с природой. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи:
|
| Розарий - композиционно оформленный участок с доминированием роз, это потрясающий элемент садового дизайна. Залог красивого розария – в правильности подбора растений по их высоте, длительности цветения и его периодичности, сочетании оттенков роз и форм их цветков. Виды насаждений: кусты роз, элементы декора. | Усиливает декоративное впечатление, обладает особым эстетически воздействием на человека. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи:
|
| Зелёная аптека - это лекарственные растения, которые используются в медицине для лечения разных болезней. Материал и оборудование: Садовый инвентарь для трудовой деятельности, таблички- обозначения, ограждение. Виды насаждений: лекарственные растения. | Зона предназначена для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи:
|
| Цветник - это участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистыецветковые растения, но могут присутствовать также кустарники и небольшие деревья. Материал и оборудование: Садовый инвентарь для трудовой деятельности; элементы декора, ограждение. Виды насаждений: Цветочные насаждения -садовые клумбовые растения. | Назначение цветников украсить территорию, придать ей своей собственный неповторимый облик. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи: Организация экологически ориентированной деятельности детей:
|
| Деревенский дворик – это небольшой участок, оформленный в деревенском стиле: Красивый деревянный домик с крылечком. А возле дома дворик, сад и огород. Еще колодец есть. А вокруг двора забор. На дворе живут кошка, собака, утки, куры, петушок – золотистый гребешок. Материал и оборудование: дерево, камни, песок, вода; домик, изгородь, колодец, лавочка, элементы декора, малые архитектурные формы. | Знакомство детей с жизнью в сельской местности. Виды детской деятельности:
Решаемые задачи:
|
План действий по реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение материала и деталей по проектированию ландшафтного дизайна. | Повысить компетентность педагогов в области ландшафтного дизайна. | В течение года | Педагоги |
2 | Собрание педагогического коллектива - определение цели и задач проекта; - выбор пути реализации проекта. | Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов в проектной деятельности. | Март 2019 г. | Совет МАДОУ Педагоги |
3 | Разработка проекта ландшафтного дизайна территории ДОУ. | Спроектировать ландшафтный дизайн территории ДОУ для благоустройства, озеленения и декоративного оформления. | Январь-март 2019 г. | Заведующий Педагоги |
4 | Оформление методического паспорта проекта | Организовать развивающую предметно-пространственную среду – оформить комфортную ландшафтную зону в рамках экологического образования детей. | Январь-март 2019 г. | з/з по ВМР |
5 | Разработка плана-схемы обустройства территории ДОУ с указанием условных обозначений. | Создать эскизный ландшафтный дизайн конкретных объектов открытых пространств, с помощью | Январь-апрель 2019 г. | Заведующий з/з по ВМР Педагоги |
6 | Общее родительское собрание: - знакомство родителей с проектом; | Сделать проект сотворчеством всех участников образовательных отношений. Мотивировать родителей к сотрудничеству. Приобщить родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми и педагогами. | апрель 2019 г. | Заведующий з/з по ВМР Педагоги |
7 | Работа над организацией развивающей предметно-пространственной среды в рамках экологического образования детей. | Организовать мероприятия, направленные на создание ландшафтного дизайна на территории ДОУ. | В течение года | Педагоги, родители, дети |
8 | Консультации на тему: «Ландшафтный дизайн участков ДОУ»- Ландшафт участка; - Декоративное озеленение участка; - Зонирование участка; - Оборудование группового участка. | Овладение способами проектирования ландшафтного дизайна участков детского сада для экологического развития дошкольников. | Март 2019 г. | Заведующий з/з по ВМР Педагоги |
9 | Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта. | Реализовать проект по созданию ландшафтного дизайна на территории ДОУ. | Март – май 2019 г. | Педагоги, родители |
10 | Участие в экологической акции для выпускных групп «Посади свой кустик» (посадка саженцев цветущих кустраников) | Воспитывать бережное отношение к природе. | Апрель-май 2019 г. | Педагоги, родители, дети Выпускных групп |
11 | Изготовление табличек -указателей с названиями растений. | Способствовать развитию представлений детей о растениях. | Апрель-май 2019 г. | Педагоги, родители |
12 | Смотр – конкурс «Огород на окне» (посадка семян на рассаду) | Создать благоприятные условия для экологической работы с детьми. | Март –май 2019 г. | Педагоги, родители, дети |
13 | Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников во время труда в цветнике, на огороде. | Обеспечить безопасность, охрану жизни и здоровья детей. | Апрель 2019 г. | Зам. Зав. по АХЧ |
14 | Проведение экологического субботника на территории ДОУ. | Воспитывать экологическую культуру через формирование осознанного отношения к природе, окружающему миру. | Апрель 2019 г. | Педагоги, родители, дети |
15 | Завоз плодородной земли, песка, камня. | Обустройство территории ДОУ. | Апрель - май 2019 г. | Педагоги, родители |
16 | Приобретение посадочного материала (семена, рассада, саженцы). | Организовать работу по озеленению территории ДОУ. | Март –май 2019 г. | Педагоги, родители |
17 | Высаживание рассады цветов в клумбы. Труд в цветнике. | Формировать у детей знания о растениях цветника, устойчивый интерес к труду, трудолюбие. | Май -сентябрь 2019 г. | Педагоги, дети |
18 | Создание альпийской горки, водоема, розария | Расширять и обобщать знания детей о культурных растениях, уходе за ними. | Май - сентябрь 2019 г. | Педагоги, дети |
19 | Посадка лекарственных трав в аптекарском огороде. | Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. | Май - сентябрь 2019 г. | Педагоги, дети |
20 | Экологические праздники и развлечения | Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников. | июнь-август 2019 г. | Педагоги, родители, дети |
21 | Опытно-экспериментальная деятельность на территории ДОУ в течение лета. | Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. | июнь-август 2019 г. | Педагоги, дети |
22 | Детская организованная непосредственно образовательная деятельность. | Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | В течение года | Педагоги, дети |
23 | Реализация проекта ландшафтного дизайна территории ДОУ | Создание на территории ДОУ природно-ландшафтной зоны и экологически благоприятной среды. Повышение профессиональной компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников. | Январь-сентябрь 2019 г. | Педагоги, родители, дети |
25 | Оформление и размещение материалов по реализации проекта ландшафтного дизайна на сайте ДОУ. | Реализация принципа открытости и доступности информации по теме проекта. | В течение года | Педагоги |
26 | Участие в городском конкурсе «Ландшафтный дизайн территории ДОУ» | Активизация деятельности педагогического коллектива по созданию условий для развития основ экологического мировоззрения детей | В течение года | Педагоги, родители, дети |
Методический паспорт проекта
№ п/п | Структура | Содержание проекта |
1 | Тема проекта | «Ландшафтный дизайн территории ДОУ» |
2 | Проблема проекта | Как создать на территории ДОУ все необходимые условия для гармоничного, эстетического и познавательного развития детей дошкольного возраста. |
3 | База апробации | Территория МАДОУ "Верботон". |
4 | Цель проекта | Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для создания и обеспечения условий полноценного развития, осуществления экологического, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. |
4 | Задачи проекта |
|
5 | Тип проекта по ведущим классификационным признакам |
информационно – практико – ориентированный.
моно проект (в рамках экологического образования).
осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей (открытый проект).
коллективный.
долгосрочный. |
6 | Режим работы над проектом | январь 2019 г. – сентябрь 2019 г. |
7 | Планируемый результат (продукт) проектной деятельности |
|
Основные этапы проектной деятельности
| На территории детского сада требуется обустроить комфортную ландшафтную зону для развития основ экологического мировоззрения, формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов. Для этого вначале надо продумать размещение объектов и зон на территории, а затем грамотно и качественно выполнить соответствующие работы. Комплекс этих мероприятий и есть не что иное как ландшафтный дизайн. Главное в ландшафтном дизайне – состояние погружения в этот особый мир. Функциональные зоны, отдельные объекты и элементы должны быть, прежде всего, удобными. Второе правило – ощущение цельности и гармонии. И, наконец, всё должно быть интересным. Прогулка по территории детского сада должна быть интересной. Среди ярких и душистых цветников, рядом с розарием или прудом с лилиями всегда будет приятно находиться и взрослому, и ребёнку. |
| Первая задача взрослых участников проекта состоит в умении внимательно изучить информацию по ландшафтному дизайну. Затем необходимо сделать эскиз (план-схему), на котором будут отображены не только отдельные элементы на участках, но и образные характеристики будущих зон на всей территории детского сада. Для успешной реализации проекта важно, чтобы взрослые были хорошо осведомлены о специфике проектного метода и знали основные правила своего участия в проекте. Поэтому следующая задача – техническая. Участникам проекта предстоит сделать проект, в котором точно отражены и детально проработаны все аспекты будущего ландшафта детского сада. И последняя важная задача – непосредственная работа над зонами и объектами. |
| На данном этапе происходит воплощение в жизнь поставленных задач, реализуются запланированные мероприятия. Данный проект требует привлечения родителей воспитанников, поэтому родители получили конкретные рекомендации и поручения. Взрослые занимаются приобретением необходимого материала и оборудования, постройкой, оформлением, посадкой растений, обустройством водоёма, огорода, цветника, устройством альпинария, деревенского дворика и других зон. Дети наблюдают, исследуют, экспериментируют, трудятся в природе, помогают взрослым. |
| Представление мультимедийной презентации проекта «Ландшафтный дизайн территории детского сада». В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал всех участников проекта, а также просматривается теоретическая и практическая часть хода работы взрослых и детей над проектом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши сказочные клумбы
Наши дети принимали участие в проекте вместе с родителями
Интерес к природе
Многоуровневые клумбы
В пруду выросла и расцвела кувшинка
МАДОУ « Верботон» Группа «Солнышко» лето 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ландшафтный дизайн"
Совместный проект педагогов, родителей и детей страшего дошкольного возраста по организации образовательной среды на территории прогулочного участка....
Инновационный проект: Ландшафтный дизайн "Детский сад будущего"
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, ...
ПРОЕКТ «Ландшафтный дизайн территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и челове...
Проект "Ландшафтный дизайн в ДОУ"
Проект...
Проект "Ландшафтный дизайн территории детского сада "Золотой улей"
Данный проект разработан и направлен на обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагоги ДОУ, дети и их родители). Авторы проекта...