Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и О. Фунтиковой в статье "Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели", помещенной в журнале "Дошкольное воспитание"(1986,№ 7). О сложности развития этих представлений писали С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, Т.Д.Рихтерман. Напомним, что одной из характеристик времени как объективной реальности, данной нам в ощущениях, является отсутствие наглядных форм, а дошкольникам в силу их наглядно-действенного мышления наглядность необходима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 303.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и О. Фунтиковой в статье "Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели", помещенной в журнале "Дошкольное воспитание"(1986,№ 7). О сложности развития этих представлений писали С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, Т.Д.Рихтерман. Напомним, что одной из характеристик времени как объективной реальности, данной нам в ощущениях, является отсутствие наглядных форм, а дошкольникам в силу их наглядно-действенного мышления наглядность необходима.
Характер наглядных средств с развитием мышления ребенка меняется. Если для маленьких детей наглядность выражается в предметах и непосредственном восприятии явлений окружающего мира, то в дальнейшем характер её усложняется, принимая вид модели, макета, схемы, графика.
Сам вопрос о применении метода моделирования при ознакомлении дошкольников с временными эталонами не нов: различные модели времени (круговые и линейные) предлагала Ф.Н. Блехер, есть такие модели и у Т.Д.Рихтерман.
Цель применения этих моделей — познакомить детей с непрерывностью и текучестью времени — важна для формирования личности дошкольника, подготовки его к школьному обучению.
В практике применения моделей оказался трудным переход от плоской модели в виде круга, используемой в старшей группе детского сада к объёмной модели в виде спирали.
Не дало ожидаемых результатов и предложение авторов статьи постепенно переходить от одной модели к другой, используя несколько дисков (моделей суток), нанизываемых на стержень один за другим в виде башенки.
Хотелось бы предложить некоторое усовершенствование объёмных моделей для формирования временных представлений, состоящее в том, что спираль, незнакомая дошкольникам, заменяется "многослойной" поверхностью.
Объясним смысл этого усовершенствования на примере модели суток. Для её изготовления нужно взять 4—5 плоских круговых моделей суток одинакового диаметра из картона или плотной бумаги. Круги разделены на четыре равных сектора, раскрашенных в разные цвета (жёлтый — "утро", красный — "день", синий — "вечер", чёрный — "ночь"). Три из них разрезаются по радиусу, отделяющему "утро" от "ночи". Для простоты изготовления в центре вырезается круг малого диаметра.
Отмеченные радиусы и края разрезов пронумеруем: 1,2,3,4,5,6,7,8, а затем соединим край 2 с радиусом 1, край 3 с краем 4, край 5 с краем 6, край 7 с радиусом 8. для соединения можно использовать бесцветную липкую ленту. Подобный принцип конструктивной деятельности из бумаги по типу "гирлянда" описан у 3. Лиштван. Соединять круги можно вместе с детьми, тогда им будет более понятен процесс сменяемости одних суток другими и временных промежутков "вчера", "сегодня", "завтра".
Для того, чтобы модель была удобна в работе, можно скрепить верхнее и нижнее основания металлическим стержнем либо, сделав нижнее основание более массивным, подвесить модель подобно фонарику. Предлагаемая модель создаёт наглядный образ "перехода" ночи вчерашних суток в утро сегодняшних суток, а ночи текущих суток в утро завтрашних.
Модель можно включить в дидактическую игру "Путешествие во времени";
Цель: закрепить у детей понятие "сутки", "части суток", "вчера", "сегодня", "завтра", представления о сменяемости суток и частей суток.
Дидактический материал: объёмная модель суток, маленькая кукла "Незнайка".
Рекомендации по проведению: целесообразно проводить игру с группой детей старшего дошкольного возраста после ознакомления с объёмной моделью суток и её изготовления.
Описание игры: в группу приходит Незнайка, здоровается с детьми, замечает новую модель.
— Здравствуйте, ребята! Я к вам в гости пришёл. А что это у вас за лестница? Вот я сейчас по ней побегаю. А это что у неё цвет меняется? Почему эта часть жёлтого цвета? А эта — красного ?
Дети объясняют, что это не лестница, а модель суток; знакомят Незнайку с цветовым обозначением частей суток, объясняют, что сутки сменяют друг друга, показывают, где "вчера", где "сегодня", где "завтра".
— Вот здорово! Можно я попутешествую по времени?
-— Конечно, можно, и ребята тоже будут путешествовать вместе с тобой, Незнайка, они тебе помогут и расскажут о том, чего ты не знаешь.
- Вот ещё! Я итак всё знаю! Но ребята пусть со мной путешествуют,
вместе веселее. - Хорошо, Незнайка, отправимся в поход. Но послушай, куда ты по
шёл, это же вчерашние сутки, а "вчера" уже прошло.. .Как же быть? - Не знаю...Ребята, помогите!
- А давай—ка мы вспомним, что же было вчера? И ты гоже вспоми
най, Незнайка!
Дети и Незнайка вспоминают, что они делали вчера угром, днём, вечером, ночью. В это время Незнайка идёт по модели вверх. Все выясняют, что было сегодня утром, днём, что будет вечером, ночью; рассказывают о планах на завтра, помогают Незнайке рассказать, что он будет делать завтра. Можно сменить персонаж игры и попросить ребят рассказать за него, что произошло с этим новым персонажем вчера, сегодня, что будет завтра в разное время суток.
Аналогичным образом можно изготовить объёмные модели недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели и года.
При изготовлении моделей недели каждый круг делят на семь равных частей, раскрашивают их в различные цвета спектра, наклеив в секторе определённое число маленьких белых кружков (от1 до 7), учитывая знания детей о связи названий дня недели с порядковым счётом: понедельник — первый день недели, вторник — второй и т.д. Разрез делают по радиусу, отделяющему "воскресенье" от "понедельника". В остальном изготовление аналогично описанной модели суток. С помощью этой модели можно иллюстрировать текучесть и сменяемость временных промежутков, показать, что после одной недели наступает другая, за ней — следующая и т.д. Плоская круговая модель не даёт такой возможности, у ребёнка создаётся впечатление, что понедельник, наступающий после воскресенья тот же самый, что был в нач&пе прошлой недели.
Выполняя модель года, круги делят на 12 равных частей, причём при закрашивании сезонов года берут основные цвета и их оттенки, например: осень — оттенки жёлтого цвета (сентябрь — светло—жёлтый, октябрь—жёлтый, ноябрь—оранжевый), зима—оттенки голубого цвета, лето—красного, весна — зелёного. Разрез на круге делают по радиусу, отделяющему "декабрь" от "января". Такая модель года позволяет не только сформировать представления о месяцах года и годе, но и о сменяемости одного года другим. При проведении дидактической игры "Путешествие во времени" аналогично можно показать, что персонаж игры становится на год старше.
Такие модели имеют свои преимущества в использовании: отражают динамичную смену временных циклов; многофункциональны в работе, так как с их помощью можно закреплять не только понятия Временных эталонов, но и иллюстрировать свойства времени (текучесть, сменяемость); достаточно просты в изготовлении, поскольку не требуют скручивания металлической проволоки довольно большого сечения в спираль, а изготовляются из картона или бумаги; более понятны дошкольникам, потому что в качестве составных частей используются знакомые детям плоские модели в виде кругов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и ...
Семинар для воспитателей: «Формирование временных представлений у дошкольников»
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Знакомство детей с единицами измер...
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у дошкольников»
laquo;Формирование временных представлений у дошкольников»...
«Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок всё стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения ...
Консультация для родителей "Формирование временных представлений у дошкольников"
Уважаемые педагоги и родители детей старшего дошкольного возраста, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Формирование временных представлений у дошкольников". Надеюсь, этот материа...