Подготовка дошкольников к обучению в школе
материал (подготовительная группа)

Грядецкая Олеся Сергеевна

В работах Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова общая готовность к школе раскрывается в трех составляющих, которые одновременно служат и ее показателями: 1) отношение ребенка к взрослому, прежде всего к учителю как авторитетному лицу; 2) отношение ребенка к сверстникам;

3) отношение ребенка к самому себе, что лежит в сфере самосознания (развития адекватной самооценки).Р. С. Буре, Г. М. Лямина и другие авторы общую готовность детей к школе связывают с формированием качеств личности: самостоятельности, организованности, инициативности, общительности, уверенности и др. Несмотря на различия в подходах, все ученые признают общую готовность основным компонентом готовности детей к школе.

Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению служит сформироваиность элементов учебной деятельности. Согласно Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову, в ходе учебной деятельности дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения учебных и практических задач. Безусловно, в таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте. Вместе с тем подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, следует начинать в дошкольные годы.

Существуют различные взгляды на проблему формирования предпосылок учебной деятельности. В числе первых исследователей этой проблемы нужно назвать А. П. Усову. В процессе учебной деятельности на занятиях она отмечала, что дети приобретают такие необходимые школьнику качества, как организованность, дисциплинированность, а также умение контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течение всего занятия. Эти личностные качества и умения успешно формируются на фронтальных занятиях и могут быть разных уровней:

  • 1) высокий — дети руководствуются указаниями воспитателя, достигают цели и требуемого уровня воспитания и обучения;
  • 2) средний — дети слушают указания, но иногда не придерживаются их; широко развита подражательность друг другу; результата достигают не всегда;
  • 3) низкий — дети слушают указания воспитателя, но работают, не придерживаясь их; результата не достигают.Обобщая исследовательский материал можно выделить основные направления педагогической работы по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности:
    • • развитие умения принимать учебную задачу;
    • • овладение общими способами действий — обследование, сравнение предметов, объектов, умозаключение и т.д.;
    • • развитие умения планировать;
    • • развитие умения выделять и отчленять смысловую сторону деятельности от ее операционной стороны;
    • • овладение самоконтролем, самооценкой.

    Одной из важных задач является проблема преемственности между дошкольной образовательной организацией и школой. Социальная ситуация, в частности создание образовательных объединений, проблемы преемственности сегодня во многом не решает.

    Преемственность рассматривается с позиции содержания образования, форм, методов педагогической работы. В современных условиях это понятие обогатилось новыми содержательными компонентами:

    • а) эмоциональным — ориентация на эмоциональный характер мировосприятия детьми дошкольного возраста и начальной школы, обеспечение эмоциональной комфортности и поддержки при переходе на систематическое обучение в школе;
    • б) деятельностным — обеспечение связи между ведущими деятельностями (игровой и учебной); опора на деятельности, позволяющие детям разносторонне самореализовываться и самоутверждаться; поисково-преобразующий характер осуществления деятельности;
    • в) содержательным — установление перспектив в содержании обучения от дошкольного возраста к начальной школе;
    • г) коммуникативным — учет особенностей общения детей с ориентацией на возрастные ценности, овладение способами общения на разных уровнях (близкий человек, друг, учитель и т.д.);
    • д) педоцентрическим — ориентация на индивидуальность и неповторимость ребенка, поддержка субъектной позиции детей в разных видах деятельности, центрация образовательного процесса на ребенке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ.

В работах Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова общая готовность к школе раскрывается в трех составляющих, которые одновременно служат и ее показателями:

 1) отношение ребенка к взрослому, прежде всего к учителю как авторитетному лицу;

2) отношение ребенка к сверстникам;

3) отношение ребенка к самому себе, что лежит в сфере самосознания (развития адекватной самооценки).

      Р. С. Буре, Г. М. Лямина и другие авторы общую готовность детей к школе связывают с формированием качеств личности: самостоятельности, организованности, инициативности, общительности, уверенности и др. Несмотря на различия в подходах, все ученые признают общую готовность основным компонентом готовности детей к школе.

Одним из основных показателей готовности детей к школьному обучению служит сформироваиность элементов учебной деятельности.

     Согласно Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову, в ходе учебной деятельности дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения учебных и практических задач. Безусловно, в таком понимании учебная деятельность не может быть освоена в дошкольном возрасте.

Вместе с тем подготовку детей к этой деятельности, формирование ее предпосылок, следует начинать в дошкольные годы.

Существуют различные взгляды на проблему формирования предпосылок учебной деятельности. В числе первых исследователей этой проблемы нужно назвать А. П. Усову. В процессе учебной деятельности на занятиях она отмечала, что дети приобретают такие необходимые школьнику качества, как организованность, дисциплинированность, а также умение контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течение всего занятия.

      Эти личностные качества и умения успешно формируются на фронтальных занятиях и могут быть разных уровней:

  • 1) высокий — дети руководствуются указаниями воспитателя, достигают цели и требуемого уровня воспитания и обучения;
  • 2) средний — дети слушают указания, но иногда не придерживаются их; широко развита подражательность друг другу; результата достигают не всегда;
  • 3) низкий — дети слушают указания воспитателя, но работают, не придерживаясь их; результата не достигают.

Обобщая исследовательский материал можно выделить основные направления педагогической работы по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности:

• развитие умения принимать учебную задачу;

• овладение общими способами действий — обследование, сравнение предметов, объектов, умозаключение и т.д.;

• развитие умения планировать;

• развитие умения выделять и отчленять смысловую сторону деятельности от ее операционной стороны;

• овладение самоконтролем, самооценкой.

Одной из важных задач является проблема преемственности между дошкольной образовательной организацией и школой. Социальная ситуация, в частности создание образовательных объединений, проблемы преемственности сегодня во многом не решает.

Преемственность рассматривается с позиции содержания образования, форм, методов педагогической работы.

  В современных условиях это понятие обогатилось новыми содержательными компонентами:

а) эмоциональным — ориентация на эмоциональный характер мировосприятия детьми дошкольного возраста и начальной школы, обеспечение эмоциональной комфортности и поддержки при переходе на систематическое обучение в школе;

б) деятельностным — обеспечение связи между ведущими деятельностями (игровой и учебной); опора на деятельности, позволяющие детям разносторонне самореализовываться и самоутверждаться; поисково-преобразующий характер осуществления деятельности;

в) содержательным — установление перспектив в содержании обучения от дошкольного возраста к начальной школе;

 г) коммуникативным — учет особенностей общения детей с ориентацией на возрастные ценности, овладение способами общения на разных уровнях (близкий человек, друг, учитель и т.д.);

д) педоцентрическим — ориентация на индивидуальность и неповторимость ребенка, поддержка субъектной позиции детей в разных видах деятельности, центрация образовательного процесса на ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе

Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить ...

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Подготовка дошкольников к обучению в школе в условиях ДОУ

Доклад к выступлению на круглом столе в ГБОУ СШ №402, посвященному портрету нынешнего первоклассника и его проблемам...

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Статья "Подготовка дошкольников к обучению в школе"

В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,ка...