Проект "Раз-словечко, два-словечко"
проект (старшая группа)
Полноценное владение речью предполагает, прежде всего богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами синонимами и антонимами, многозначными словами.
Словарный запас дошкольника с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Испытывают затруднения при подборе синонимов, антонимов, родственных слов. В словаре детей с ТНР отсутствуют сложные слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы, к слову. Именно поэтому любовь к родному языку необходимо воспитывать через интерес к нему.
Цель проекта: расширение, пополнение и активизация словаря у детей с ОВЗ, знакомство с многообразием слов русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raz_slovechko_dva_slovechko.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Раз-словечко, два-словечко»
в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Паспорт проекта
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, учитель –логопед, воспитатели группы, родители.
Вид, тип проекта: творческо-исследовательский
Продолжительность проекта: учебный год
Возраст детей: 5 – 6 лет
Описание проекта
Актуальность: Полноценное владение речью предполагает, прежде всего богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами синонимами и антонимами, многозначными словами.
Словарный запас дошкольника с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Испытывают затруднения при подборе синонимов, антонимов, родственных слов. В словаре детей с ТНР отсутствуют сложные слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы, к слову. Именно поэтому любовь к родному языку необходимо воспитывать через интерес к нему.
Цель проекта: Расширение, пополнение и активизация словаря у детей с ОВЗ, знакомство с многообразием слов русского языка.
Задачи:
- Уточнять и обогащать словарный запас детей с общим недоразвитием речи.
- Развивать у детей интерес к речи, слову, совместной деятельности.
- Развивать внимание, словесно-логическое мышление.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Объект: словарный запас детей
Ожидаемые результаты:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Для детей:
- активизация словаря у детей с ОВЗ;
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Основной (или этап реализации проекта):
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (словесные и дидактические игры, логопедические упражнения, творческая деятельность – изготовление словаря, подбор иллюстраций, рисунки детей).
- Заключительный:
Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку мини-библиотеки книжек-самоделок, изготовление словаря «Раз- словечко, два – словечко».
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цели | Сроки |
Подготовительный этап | |||
I | 1. Изучение и сбор теоретического и практического материала по проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Раз-словечко, два-словечко»». | Составление плана реализации проектной деятельности. Поисковая работа по подбору материала. | сентябрь |
Основной этап | |||
II | «Всему название дано» 1. Знакомство детей на логопедических занятиях в игровой форме со словами: Слова-предметы. Слова- действия. Слова – признаки. Словесно-дидактические игры «Кто или что?», «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?» 2.Консультация для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» 3. Применение речевых игр в режимных моментах дня. | Дать представление: - о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения; - понятие о словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных с существительными: тренировать детей в составлении простого распространённого предложения; - понятие слово – действие; уточнять и расширять глагольный словарь. Активизация словаря. | Октябрь- декабрь |
«О чем говорит слово» Словесно-дидактические игры: 1. «Ласковые слова», «Слова-малышки», «Слова-великаны», «В гостях у гномов» 2. «Скажи наоборот», «Слова – приятели» 3. «Сложные слова» Буклет для родителей: «Что такое трудные слова?» 4. «Семейка слов» Памятка для родителей: «Раз-словечко, два-словечко». 5.Применение речевых игр в режимных моментах. 6. Изготовление книжек-самоделок | Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. Развивать умение подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей; (причина, структура) Дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов). Активизация словаря. | Декабрь-апрель | |
Заключительный этап | |||
5 | Выставка мини-библиотеки книжек-самоделок и словаря «Раз-словечко, два- словечко» Просмотр мультимедийного словаря «В мире слов» | Закрепление пройденного материала | май |
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различной категорий в речи; их точное использование по смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, сложных слов, родственных слов, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Создание совместно с детьми и родителями словаря; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.,2007.
3. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. СПб.,2007.
4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" - игры с родителями
"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" -игры с родителями...
НОД "Я дарю тебе словечко"
НОД детей совместно с родителями по формированию лексико-семантической стороны речи и обогащению словаря Использование в речи антонимов, фразеологизмов, употребление многозначных слов. Развитие навык...
Доскажи словечко
Стихи для занятия по обучению грамоте по алфавиту...
Доскажи словечко
Стихи для занятия по обучению грамоте по алфавиту...
Словечко в ладошке
Конспект игровой деятельности по развитию социализации и коммуникации у детей раннего возраста, в том числе безречевых. Для воспитателей и психологов...
Разные словечки
Игровый диалоги. Сюжетные и речевые игры....
Презентация "Договори словечко"
Данный файл содержит интересную, красочную презентацию, которую можно использовать как часть занятия по развитию речи....