Анализ развивающей предметно - пространственной среды
материал (старшая группа)

Михайлина Любовь Валерьевна

          В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps_st_b.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»

Анализ развивающей предметно пространственной среды

в группе общеразвивающей направленности  5-6 лет старшая Б

Воспитатели Михайлина Л.В.

                       Мамаева Л.Н

МАДОУ города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»

Анализ развивающей предметно пространственной среды

в группе общеразвивающей направленности  5-6 лет старшая Б

          В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». 

         Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. 

         Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. 

         Функция воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.

         Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. 

1

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. 

Центр сюжетно-ролевых игр:

- дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);

- предметы-заместители.

Центр развивающих игр:

Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры»,  «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».

Дидактические игры: «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Геометрические тела» «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Математические домино», «Детям о времени», «Арифметика»

Развивающие игры: палочки Кюизенера с приложениями, счётные палочки и схемы к ним. мозаики и др.

Центр двигательной активности:

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;

- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;

- спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным играм.

Центр книги:

- детские книги по программе;

- любимые книги детей (книги по интересам);

- сезонная литература;

- портреты детских писателей

- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки

- ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр экологии:

 - дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,

- календари погоды и природы

-гербарии;

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; комнатные растения и пр

- инвентарь для посадки семян и рассады;

- «огород на окне»

Центр изобразительного творчества:

- книжки-раскраски с образцами;

- картотека тематических книжек-раскрасок;

- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.;

- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

- пластилин, наборы для детского творчества;

-инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам.

Центр конструирования:

- наборы конструкторов: конструктор типа «лего», мелкий, средний;

- мозаики крупные, средние, мелкие;

- игрушки для обыгрывания построек;

Центр исследований и экспериментирования:

- серии картин с изображением природных сообществ;

книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.),  материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";  

природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

Центр театрализованной и музыкальной деятельности:

  • Театр резиновых игрушек;  настольный театр; театр лопаток; настольные игры из серии «Играем в сказку»; пальчиковый театр; театр кукол Би-ба-бо; театр картинок; маски персонажей и костюмы; театр теневой; магнитный театр.
  • Музыкальные инструменты,  диски с музыкой и сказками
  • Декорации и ширма
  • Портреты великих композиторов

Центр речевой деятельности 

Игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы.

Игры и пособия на развитие речевого дыхания.

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения

Игры на развитие связной речи.

Картотека артикуляционных игр и упражнений.

Картотека речевых игр.

Центр безопасности: разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, художественная литература, медиатека.

По всем образовательным областям имеется медиатека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)

Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

2

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 

Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. Группа по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных ширм,   перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.                                                                                                                

3

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре). 

Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса,  должна быть многофункциональной.                                                                                            

4

Вариативность  среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется.

5

Доступность среды предполагает  доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 

Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.  В нашей группе   большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.  Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе.  Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха.

6

Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Выводразвивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Дата:  май 2019г.            

Воспитатели: Михайлина Л.В.

                        Мамаева Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"

В статье произведен анализ РППС в старшей группе   согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе.   ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»

Анализразвивающейпредметно-пространственной средыв старшей группе «Смородинка»...