Анализ развивающей предметно - пространственной среды
материал (старшая группа)
В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»
Анализ развивающей предметно пространственной среды
в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет старшая Б
Воспитатели Михайлина Л.В.
Мамаева Л.Н
МАДОУ города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»
Анализ развивающей предметно пространственной среды
в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет старшая Б
В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Функция воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. | ||
1 | Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. | Центр сюжетно-ролевых игр: - дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); - предметы-заместители. Центр развивающих игр: Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Геометрические тела» «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Математические домино», «Детям о времени», «Арифметика» Развивающие игры: палочки Кюизенера с приложениями, счётные палочки и схемы к ним. мозаики и др. Центр двигательной активности: - картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; - картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным играм. Центр книги: - детские книги по программе; - любимые книги детей (книги по интересам); - сезонная литература; - портреты детских писателей - книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки - ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок) Центр экологии: - дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; - альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, - календари погоды и природы -гербарии; - подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; комнатные растения и пр - инвентарь для посадки семян и рассады; - «огород на окне» Центр изобразительного творчества: - книжки-раскраски с образцами; - картотека тематических книжек-раскрасок; - альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; - дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка; - восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; - пластилин, наборы для детского творчества; -инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам. Центр конструирования: - наборы конструкторов: конструктор типа «лего», мелкий, средний; - мозаики крупные, средние, мелкие; - игрушки для обыгрывания построек; Центр исследований и экспериментирования: - серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.), материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"; природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы Центр театрализованной и музыкальной деятельности:
Центр речевой деятельности Игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Игры и пособия на развитие речевого дыхания. Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения Игры на развитие связной речи. Картотека артикуляционных игр и упражнений. Картотека речевых игр. Центр безопасности: разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, художественная литература, медиатека. По всем образовательным областям имеется медиатека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.) Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие. |
2 | Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. | Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. Группа по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных ширм, перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. |
3 | Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре). | Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. |
4 | Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. | Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется. |
5 | Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. | Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. |
6 | Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. | Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. |
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. | ||
Дата: май 2019г. Воспитатели: Михайлина Л.В. Мамаева Л.Н. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/09/picture-651111-1699551881.jpg)
Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС
Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:· Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"
В статье произведен анализ РППС в старшей группе согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-534021-1480175828.jpg)
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-125270-1479661120.jpg)
Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-834861-1477213369.jpg)
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943251-1504367594.jpg)
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»
Анализразвивающейпредметно-пространственной средыв старшей группе «Смородинка»...