"Дымковские игрушки"
методическая разработка (средняя группа)
способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства; закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matritsa_po_risovaniyu.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА) НОД
Тема: «Дымковские игрушки»
Возрастная группа: средняя
Цель: способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства; закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Приоритетная образовательная область/задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.
Методы: показ и объяснение воспитателя; игровая мотивация; музыкальное сопровождение;напоминание о технике рисования; наблюдение за работой детей; индивидуальные объяснения;анализ работы воспитателем и детьми.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки; разучивание стихотворений о дымке.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: Иллюстрациии села Дымково, дымковских игрушек (индюк, барышня, птичка, конь); магнитофон, народная мелодия; образцы элементов дымковской росписи; силуэты игрушек ( барышня или конь) - на выбор ребёнка; акварель, кисти, салфетки, стаканчики с водой.оборудование для педагога и детей.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности детей и педагога | Образовательная область/ Вид детской деят-ти | Формы работы | Образовательные и развивающие задачи | Планируемый результат (целевые ориентиры) |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | - Дорое утро рбята, к нам сегодня пришли гости давайте поприветствуем их и друг друга И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). -Ребята, я приглашаю вас в мини-галлерею дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек). Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся | Социально-коммуникативное развитие. Коммуникативная, игровая, двигательная. | Создание игровой ситуации | ||
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) | -На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково) Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке всё кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали! -В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Вот эти игрушки! (показать) Игрушки не простые, а дымковские, расписные! -Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера! -Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь). -У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами. -Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов) -Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются) -Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк) -Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать). -Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки) -Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос) -Что надето на голове? (кокошники, шляпки) -Барыни важные! -Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей. -Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий) -Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день! -Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают) -Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек. -Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень. Динамическая пауза «Мы в галлерее побывали» Мы в галлерее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте) Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки, дотронуться до головы) Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем) Для начала мы с тобой крутим только головой, Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем. А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем- Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем) Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись! -Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами? 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть! Вправо, влево повернись, В мастеров все превратись! -Приглашаю в художественную мастерскую! -Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места. -Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе) -Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно. Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти. Пальчиковая игра Вот помощники мои Их, как хочешь поверни! Так и эдак, эдак-так, Не обидятся никак! Можешь пальцы сосчитать: 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5 10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг! (Продолжаем работать) Выставить рисунки детей. | Познавательное развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникативная Познавательно-исследовательская, Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая Двигательная Изобразительная Музыкальная Игрова | Беседа Рассматривание мини- галлерея Физминутка Рисование Слушание русских-народных мелодий Пальчиковая игра | - Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). - Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. - Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. - Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров. | Рассказывать о содержании иллюстрации. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Рассматривает иллюстрации и проявляет интерес к ним. Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделять выразительные средства дымковской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) | •Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. •Давайте выберем, чьи работыполучились самыми интересными? У Полины красивая барышня с яркими узорами на юбке. У Семена лошадка в кружочках и с пышной гривой,как в сказке Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают. | Социально-коммуникативное, Понавательное развитие Коммуникация, Познавательно-исследовательская деятельность | Беседа, рассматривание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...