Дети и средства массовой информации.
консультация по теме
Статья по духовно-нравственному развитию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_sredstva_massovoy_informatsii.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети и средства массовой информации.
Сегодня информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей.
В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Однако если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
Одно из самых серьезных и тревожных последствий – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показывают исследования, 25% детей 4 лет страдают нарушениями речевого развития. Заметим, в середине 70-х годов
Дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За такой небольшой отрезок времени число дошкольников с речевыми нарушениями возросло более в 6 раз.
При чем же здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми действиями, мыслями и чувствами.
Речевые звуки, не обращённые к ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов.
Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего Я в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе, отчёт в своих действиях, мы ведём внутренний диалог с собой. Именно он позволяет удерживать в сознании любое содержание и создаёт ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать в своём сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно заполнять извне. Явные признаки отсутствия внутренней речи наблюдаются у многих современных детей.
Им стало нелегко воспринимать информацию на слух – они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им не интересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.
Низкий уровень развития фантазии и творческой активности еще один тревожный факт, который наблюдается в развитии детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения новых сказок, создания воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. А ведь ребёнок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую деятельность, может самостоятельно организовывать любую игру, успешнее решает нестандартные задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется уважением у сверстников.
Общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты - повышение детской жёсткости и агрессивности. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались. Но в последнее время дерутся и девочки. Подражая «героям» и «героиням» мультфильмов и компьютерных игр, дети вступают в жёсткую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков и царапают до кровоподтёков. Сопереживание, жалость, помощь слабому – эти качества встречаются всё реже……….
Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, неготовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющем критично относится к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на становление личности и психики ребенка.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.
Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению, когда она станет именно средством получения информации, а не полновластным хозяином их душ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...
Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...
Дети и средства массовой информации
Какие серьезные и тревожные последствия в развитие ребенка влекут за собой СМИ...
Консультация для родителей «Дети и средства массовой информации»
В настоящее время наблюдается сильное влияние средств массовой информации на детское сознание, дети испытывают дефицит общения с родителями. Безусловно, информационная эпоха ...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
На сегодняшний день информационно-коммуникативные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общ...
Результаты влияния постмодернистского мировоззрения и Средств Массовой Информации на современных детей. Необходимость “влияния” работников дошкольных образовательных учреждений в вопросе призыва официальных представителей детей (родителей), к более тесн
В данной статье раскрываются результаты влияния современного постмодернистического мировоззрения и средств массовой информации на современного ребенка....
Консультация для родителей "Дети и средства массовой информации"
Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению....