Выступление на тему: «Воспитательный диалог как средство воспитания, развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Воспитательный диалог» - одна из первых в современной России программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений. Что такое мировоззрение? Это система взглядов на мир и место в нём человека на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Воспитательный диалог как средство воспитания, развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста».
Вопрос «Как воспитать Человека?» принадлежит к числу вечных, ключевых для любой культуры на все времена. «Воспитательный диалог» - программа, укорененная в благодатной почве особой, диалогической педагогической традиции. Ее начало лежит в античности, в Афинских школах. Историческим прототипом, моделью полноценного воспитательного диалога считаются диалоги Сократа и Платона. Тем самым подтверждено, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов особенно сензитивны к беседам на познавательные и моральные темы, в таких беседах, действительно, оптимальным образом формируются логические, творческие, рефлексивные компоненты в мышлении детей. Подавляющее большинство существующих сейчас образовательных программ направлено на познавательное (когнитивное) развитие учащихся. «Воспитательный диалог» - одна из первых в современной России программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений. Что такое мировоззрение? Это система взглядов на мир и место в нём человека на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Самого раннего возраста наши дети являются свидетелями ожесточенной борьбы, взаимной компрометации различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в школе - другому, на улице своя правда, телевизор лучше не смотреть. Из свидетелей дети превращаются в жертву, отсюда - цинизм, агрессивность, апатия, страх, подверженность манипуляциям, потребительское отношение к жизни. Что делать? Строить теплицу? Растить затворников? Ограждать? Не поможет! У человека должен быть стержень, должны быть ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, не подаренное родителями, не купленное в магазине. То, что создано трудом, то нам и дороже. Не замыкаться, а идти к людям, смотреть во все глаза, слушать и слышать, учиться вступать в диалог не о достоинствах той или иной модели одежды, того или иного автомобиля или способа времяпровождения, а о вечном: любви, красоте, счастье, предназначении человека, совести, Родине. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться: не противопоставлять себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании, строить новую традицию, искать адекватные ответы на вызовы третьего тысячелетия.
В языковой компетенции старших дошкольников, в их активном и пассивном словаре представлены так называемые абстрактные слова – те слова, которые не вызывают у нас явных образов и не имеют конкретных представлений в окружающем нас мире; добро, зло, хорошее, плохое, настоящее, красота, дружба. Дети активно используют такие слова в их коммуникативной функции. Значит, абстрактные слова не пустой звук уже для 5 – 6 летнего ребёнка. Создавая проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально – нравственных вопросов, можно помочь ребёнку «вынести» свои мировоззренческие представления вовне, в открытое диалогическое пространство, облечь свои мысли в слово, поделится ими с партнёрами по общению. Мировоззренческие представления детей, напрямую зависят от ценностей, способов мышления ближайшего окружения ребёнка и прежде всего от установок, доминирующих в его семье. С семейным багажом ребёнок поступает в детский сад, где приобретает опыт взаимодействия с окружающими детьми, от содержания семейного багажа зависит насколько опыт будет положительным, успешным.
Программа «Воспитательный диалог», автором которой является Михаил Владимирович Телегин, является инструментом, который использует педагог, чтобы создать благоприятные условия для взращивания семени, заложенного семьёй.
Цель программы: Формирование основ мировоззренческой личности; создание психолого – педагогических условий для осозанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям; традиционным для человеческого общества ценностям. Разрушение личностного и познавательного, эгоцентризма, реальная децентрализация детей.
Задачи:
1. Привитие вкуса; создание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, гносеологических, онтологических, морально-нравственных) проблем.
2. Проектирование «зоны ближайшего развития» для уже имеющихся у детей спонтанных мировоззренческих понятий; «доращивание» ДСМП до уровня культурных представлений и предпонятий.
3. Развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; развитие способности соотносить, координировать различные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения.
4. Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.
5. Помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом систематического обучения; минимизация негативных последствий кризиса; личностная подготовка к школе.
Формы и методы работы: Беседа-диалог, обсуждение, дискуссия, упражнения и подвижные игры.
Книга состоит из двух частей. Маленькая - «Короткие истории о Свете и Миле» - для маленьких. Двадцать девять действительно лаконичных, простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом. Незамысловатые на первый взгляд истории - слепок с повседневной жизни детей. Вместе с тем каждая история имеет важное воспитательное, если хотите, философско-мировоззренческое измерение и выступает своего рода стимульным материалом, «отправной точкой», «затравкой» для задушевного разговора. Остальное – подробное, большое методическое руководство по организации мировоззренческих диалогов - для больших, для взрослых.
Классический сократический диалог – это уже мировоззренческий диалог, имеющий в своей структуре диалектически взаимосвязанные этапы.
1. Совместное чтение отдельного фрагмента специальной философской повести (стимульный текст).
2. Постановка вопросов, касающихся прочитанного текста.
3. Выбор вопроса для совместного обсуждения.
4. Формирование и формулирование ответов на вопрос, познавательных позиций относительно способов преодоления философской проблемы.
5. Диалог между носителями несовпадающих познавательных позиций относительно способов преодаления философской проблемы.
6. Вывод. Итог.
Выражаясь современным психологическим языком, Сократ проектировал зону ближайшего развития для своих учеников, используя с этой целью два основных метода - майевтику и агон.
Метод «Агона» - метод конфронтационный, спор, открытое столкновение позиций, возникающее, когда дети высказывают две или несколько различных точек зрения, что вызывает их сопоставление, координацию, стимулирует размышление. Происходит социально – познавательный конфликт между собеседниками, имеющими разные точки зрения. Дети, участники такого диалога – спора, осваивают умение слушать и слышать разные мнения товарищей, обсуждать их, иногда даже меняют собственное мнение в процессе дискуссии. В споре согласуются противоречивые точки зрения, расширяется глубина обсуждаемого понятия.
Сократ использовал еще один метод - маевтику, то есть такую форму беседы, при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы.
Используя метод конструктивной майевтики, не опровергая мнения собеседника, ведущий диалога задает вопросы, выводящие детей «за границы их собственного опыта», требующие движения от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от житейских представлений к более культурным, доступным на данном этапе развития детей. Действуя в логике деструктивной майевтики, педагог, организатор диалога, может привести пример, явно опровергающий точку зрения собеседника, изменить ракурс анализа проблемной ситуации, создать такой контекст, в котором собеседник сам способен обнаружить внутренние противоречия своей позиции.
Если с малых лет наши юные сограждане обретут опыт мировоззренческих диалогов, научатся слушать и слышать друг друга, достигать взаимопонимания по кардинальным, мировоззренческим вопросам человеческого бытия в мире, приходить к консенсусу и взаимному уважению, терпимости, толерантности, то и все общество отодвинется от опасной черты, станет гуманнее, создадутся предпосылки для щадящей, экологичной, человекосообразной социализации подрастающего поколения. Место и роль мировоззренческих представлений в психике ребенка трудно переоценить. От степени понимания растущим человеком того что есть «добро», «счастье», «свобода», «дружба», «любовь», «красота» и т.д. зависит очень и очень многое. Известно, что произвольность, осознанность поведения человека возникает именно на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. По нашему глубокому убеждению, мировоззренческие представления есть «интеллектуальный момент, вклинивающийся между чувством, аффектом и поступком» ребенка. Обобщенные, развитые, диалогичные мировоззренческие представления есть живые «ростки личности», выполняющие функцию опосредствования поведения, макроориентира деятельности ребенка. От индивидуальных, смутных, расплывчатых смыслов, к осознанным, общепринятым, культурным значениям абстрактных слов обыденного языка — таково генеральное направление развития морального сознания детей в ходе воспитательных, мировоззренческих диалогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....
Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...
Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»МАДОУ д/с № 44Минакова М.О.Нравственное восп...
Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"
Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...
Статья на тему: «Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».
В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.В настоящее время по...