Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
презентация
Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию инновационных технологий в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ekologiya_shevtsova.pptx | 2.66 МБ |
vystuplenie_po_innovats.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы». В.А.Сухомлинский
Актуальность ФГОС ДО нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Цель : формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу через использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников.
Задачи: Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нём человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире. Развитие у детей навыков экологи-чески ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, её эстетического видения. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения лично-значимых экологических ценностей.
Инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников
Развивающая экологическая среда Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Природоохранные акции Акция «Семечко и зернышко на запас» Акция «Каждой птахе по крохе» Акция «Игрушку елку сотвори - и живую сохрани» Акция «Отходы в доходы» Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» Акция «Сохранив дерево - сохраним жизнь» Акция «Наш чистый, цветущий район»
Экологические сказки Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.
Кейс - технология Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Опытно - экспериментальная деятельность Формирует и расширяет представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Метод игрового проблемного обучения Состоит из пяти этапов: - постановка проблемы; - актуализация знаний; - выдвижение гипотез, предположений; - проверка решения; - введение в систему знаний.
Информационно-компьютерные технологии Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Моделирование, мнемотехника Моделирование, мнемотехника - наглядно-практические методы обучения. Представляют собой материальные заместители реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.
Применение технологии ТРИЗ «ТРИЗ» - Т еория Р ешения И зобретательных З адач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Проектная деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Заключение: Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.
Список использованных источников 1. Белая К. Ю., Инновационная деятельность в ДОУ/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с. 2. Дежникова, Н. С. Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 107 с. 3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.-209 с. 4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 98 с. 5. Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 112 с. 6. Чердымова Е. И., Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е.И. Чердымова .- Известия Самарского научного центра Российской академии наук , № 5.- 2010. 7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с. 8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с. 9. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с. 10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду/Первое сентября.-2005.-№ 17.-С.11-15. 11. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию инновационных технологий в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Своё выступление я хотела бы начать со слов великого педагога:
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
Слайд 3 Актуальность проблемы:
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Слайд 4 Цель
Целью моей работы является формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу через использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников.
Слайд 5, 6 Задачи
Добиться данной цели и поставленных задач мне помогают помимо традиционных форм работы инновационные технологии. Коротко остановлюсь на некоторых из них.
Слайд 7, 8. Развивающая экологическая среда
Для успешного внедрения инновационных технологий я создала в группе развивающую экологическую среду.
Это зона коллекций, предназначенная для знакомства детей с различными природными объектами,
уголок с разнообразными комнатными растениями, который вырабатывает навыки ухода за растениями,
зона библиотеки — где собраны разнообразные красочные книги по экологии, энциклопедии для детей,
экологические игры (сюда входят: дидактические, такие как: «Времена года», «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери»; настольно-печатные игры — лото, домино, разрезные и парные картинки),
тематические альбомы (птицы, времена года и др.),
макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные Севера» и «Животные жарких стран»,
центр воды и песка и мини – лаборатория, превращающая детей в маленьких «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
Здесь же, конечно, и огород на окне.
И все это объединяется в экологический центр, который постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Таким образом, развиваю ту среду, в которой ребенок активно действует.
Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Слайд 9 Природоохранные акции
Природоохранные акции - это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.
Интересно проходит акция «Каждой птахе по крохе». С участием родителей проводим конкурс «Птичьи кормушки», рисуем плакаты «Покормите птиц зимой», проводим КВН «Друзья птиц», дети придумывают истории «Как я спас птичку», показываю презентацию фильма «Птицы зимой».
В преддверии нового года уже традиционной стала акция «Игрушку ёлку сотвори - и живую сохрани». Я прочитала детям письмо от ёлочки и объявила экологическую тревогу «Ёлочка просит помощи». Показала презентацию «Ёлочка – хозяйка леса». Совместно с родителями дети рисовали плакаты в защиту ёлочек. Провели конкурс, где родители показывали друг другу способы изготовления ёлочек из разного материала. В ходе такой акции дети смогли понять как красоту живого дерева, так и рукотворного предмета, а главное – было сформировано желание сохранить ели на участке сада и в лесу.
Слайд 10 Экологические сказки.
Роль экологических сказок неоценима. И как хорошо, что их – великое множество! Буквально на любую тему. Моим детям очень нравится находить ошибки в сказках, прочитанных мной и сочинять сказки самим.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Слайд 11 Кейс - технология
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Например, предлагаю кейс-фото или кейс-иллюстрация и спрашиваю: Правильно ли ведет себя ребенок в природе? Предлагаю детям обосновать свой ответ.
Цель такого кейса — совместными усилиями детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Гуляя на участке с детьми, на клумбе увидели красивых бабочек.
Спрашиваю: - Что может произойти и к чему может привести, если поймать бабочек и принести их в детский сад?» Подробно обсудив все варианты, придя в группу, рисовали на тему: «Береги все живое».
Или же: показываю кейс-иллюстрацию и говорю:
- Перед вами птичье гнездо найденное ребенком в лесу. Правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки? К чему это может привести?
- Как правильно поступить в этой ситуации?
Таким образом, кейс – метод – это анализ практической ситуации, реальной или гипотетической.
Слайд 12 Опытно - экспериментальная деятельность.
Большое значение имеет опытно-экспериментальная деятельность. Опыты всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, делают выводы. Уточняются и пополняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)
Интересно и впечатляюще проходят все опыты. Один из них «Волшебная рукавичка», где дети средней группы с интересом наблюдали, что металлические предметы не падают из рукавички при разжатии руки. Предложила детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка переставала быть волшебной. Стали определять, почему? Предположили, что в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам. Дети рассмотрели рукавичку, обнаружили магнит и с удовольствием пробовали применить его на практике.
Изучая «Защитные свойства снега», поместила баночки с одинаковым количеством воды одну на поверхность сугроба, вторую зарыла неглубоко в снег, третью закопала глубоко в снег. Дети с интересом наблюли за состоянием воды в баночках, после чего сделали вывод: чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Значит, чем больше снега, тем теплее растению.
На протяжении всех занятий опытно-экспериментальной деятельности дети всегда активны, проявляют творчество, сообразительность, оказывают поддержку друг другу, всегда заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались мною, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала.
Слайд 13. Метод игрового проблемного обучения
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Например, сравнивая хвойные и лиственные деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные на зиму сбрасывают листья.
При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.
Возникает проблемная ситуация: «Все ли хвойные вечнозеленые?».
Предлагаю сравнить два дерева из породы хвойных: ель и лиственницу. Подвожу к противоречию:
- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?
Или «Почему кактус без воды не вянет?»
Эта проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус – нет, и в частом поливе не нуждается.
Слайд 14. Информационно-компьютерные технологии
В нынешний век информационно- компьютерных технологий невозможно представить нашу работу без их помощи. В нашей группе имеются телевизор, музыкальный центр, ноутбук.
В своей работе по экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
звуковые материалы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.
Использую экранные материалы – это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме: «Дикие, домашние животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и т. д.
Использую мультимедийные презентации, мультимедийные игры, которые включаю как в содержание занятия, так и в свободную деятельность.
Применение ИКТ на занятиях открывает новые возможности для меня, как воспитателя, позволяя привлечь больше иллюстративного материала, использовать импровизации и видеозаписи, делает занятия более эмоциональными, яркими и интересными, что значительно повышает познавательную активность детей.
Слайд 15 Моделирование и мнемотехника
Моделирование и мнемотехника - наглядно-практические методы обучения, которые я использую во всех возрастных группах и очень часто, так как у детей дошкольного возраста ведущий вид памяти - зрительно-образный.
Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений.
Самый простой вид мнемотехники – это картинка, затем мнемоквадрат, мнемодорожки. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков.
В таблицах применяю понятные и известные образы. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д.
Очень нравится детям игра «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе. Дети любят игру «Нарисуй впечатления». Предлагаю детям зарисовывать впечатления от прогулки или экскурсии, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Слайд 16. Применение технологии ТРИЗ.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и помогает разрешать эти противоречия.
Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Формирую противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (в виде льда) и ее не будет, т. к. лед это не вода.
Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Детям очень нравится игра «Найди друзей».
Воспитатель называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Например, лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).
Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).
Любят игру "Хорошо-плохо", которая известна всем.
Называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо. Почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь - это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Слайд 17. Проектная деятельность
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности.
Реализовывая проект «Планета без мусора» во время прогулок мы наблюдали картину потребительского отношения к природе, которое подтолкнуло нас провести исследование «Как долго разлагается мусор», по окончанию которого сделали вывод: мусор разлагается по – разному. Природные объекты перерабатываются в почве, предметы сделанные человеком нет. Дети задались вопросом: «Почему исчезла бумага, ведь она сделана человеком?» Выяснили, что ее делают из дерева, а это природный объект.
Наша поисковая деятельность привела нас к идее создания «Жалобной книги природы», где активное участие принимали родители. В ней мы поместили жалобы объектов нашей планеты и варианты помощи им.
Кульминацией проекта стал праздник «День рождения Земли» во время которого приходил сказочный герой Мусорглот - любитель мусора с другой планеты. Была подготовлена выставка рисунков, поделок, проведено «Мусорное дефиле».
Проект позволил детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении.
Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Слайд 16. Заключение:
Проделанная мною работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, они проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я прививаю детям любовь к природе и бережное отношение к ней, что я постаралась отразить в моих методических рекомендациях и буду очень рада, если они будут вам полезны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»
Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...
Семинар - практикум "Использование ТРИЗ-технологии в экологическом образовании дошкольников"
Семинар - практикум для воспитателей...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников...
Педагогический совет: "Инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников"
Педагогический совет: "Инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников"...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
Экологическое воспитание – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления, оно повышает уровень сознательности учащихся, развивает у них чув...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
Использование инновационных технологий...