проект "Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем"
проект (старшая, подготовительная группа)

Варыпаева Светлана Сергеевна

Цель - создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством метеостанции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx64.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА)

ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72, e-mail: super.ulybka2012@yandex.ru

ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Надым

Утверждаю:

                                                                                    заведующий МДОУ

                                                                        «Детский сад «Улыбка»

                                                                        ____________О.С.Куликова

                                                                                      Приказ № 186 от 30.08.2019г.  

                                                                        Принято:

Педагогическим советом МДОУ

                                                                        «Детский сад «Улыбка»

                                                                        протокол № 1 от 30.08.2019г.

                                                                        

Педагогический проект

«Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем»

Срок реализации: 1 год

Разработчик: Варыпаева С.С.

воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

г. Надым, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

2

1.

Введение

5

1.1.

Актуальность проекта

5

1.2.

Цель и задачи проекта

6

1.3.

Принципы реализации проекта

7

2.

Программа реализации проекта

8

2.1.

 Этапы и сроки реализации проекта

8

2.2.

Оценка эффективности работы

12

3.

Планирование ресурсного обеспечения проекта

12

4.

Риски и их предупреждение 

13

5.

Предполагаемый  результат

13

6.

Заключение

14

7.

Список литературы

15

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Основания для разработки проекта

- Указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями;

- Письмо МО и науки Краснодарского края от 20.03.2014 «О комментариях к ФГОС ДО», письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 «Комментарии к ФГОС ДО»;

Разработчик проекта

 Варыпаева С.С., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»                                                          

Цель проекта

создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством метеостанции.

Задачи проекта

Задачи:

1. Для детей:

- формировать представления детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с назначением метеостанции;

- обучить дошкольников элементарным навыкам и умениям  работы с метеостанцией для систематических наблюдений за погодой.

- развивать у детей любознательность и исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой;

- воспитывать основы экологической культуры.

2. Для педагогов:

- продолжать осваивать метод проектирования -метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы;

- использовать метеостанцию в работе с детьми;

- поддерживать инициативу детей, помогать в их наблюдениях и экспериментах.

Для родителей:

- активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса по формированию и совершенствованию экологической культуры у детей;

- привлечь родителей к изготовлению метеорологических приборов;

- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.

Сроки реализации проекта

сентябрь 2019 - май 2020

Целевая группа

Дети 5- 6лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

С детьми:

- дошкольники расширят представления о погоде и ее значении  в жизни человека, о профессии метеоролога;

- познакомятся с метеостанцией;

- дети научатся  использовать специальные приборы для наблюдения за погодой,  снимать показания с приборов;

- научатся фиксировать результаты наблюдений с помощью условных знаков и использовать результаты наблюдений для составления прогноза погоды;

- у воспитанников сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов.

С родителями:

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

\

1. Введение

Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации.

Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка).

Метеостанция в детском саду - это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий по экологическому воспитанию, формированию знаний о временах года, представлений о природных явлениях. И главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья, ну и конечно игровые методы обучения. Тогда оно будет легким, и детям будет нравиться весь процесс. Метеостанция в детском саду - это еще и экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике.

1.1. Актуальность проекта

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Частые и простые наблюдения за состоянием погоды стали сегодня детям не очень интересны. Дети в поиске ответов на возникающие вопросы очень надеются на взрослых, ведь они всегда покажут и расскажут. А в том, что дети сами могут найти ответ, многие даже не задумывались.

Проблема - практика показывает, что дети дошкольного возраста знают о смене времен года, но не всегда способны эту смену самостоятельно заметить. Не видят закономерную взаимосвязь состояния погоды и жизнедеятельности людей, живых организмов.

Поэтому, чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, решено было оборудовать метеостанцию на территории нашего детского сада.

Гипотеза - мы предположили, что:

- знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеостанцию;

- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

- у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Новизна проекта заключается в том, что создание метеостанции на территории дошкольного учреждения с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, ветровой рукав, солнечные часы, осадкомер, метеобудка с подиумом, термогигрометр, барометр,) необходима для дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми за погодой с последующей фиксацией результатов в журналах регистрации.

1.2. Цель и задачи

Цель: создание условий для развития любознательности и исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством метеостанции.

Задачи:

1. Для детей:

- формировать представления детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с назначением метеостанции;

- обучить дошкольников элементарным навыкам и умениям  работы с метеостанцией для систематических наблюдений за погодой.

- развивать у детей любознательность и исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой;

- воспитывать основы экологической культуры.

2. Для педагогов:

- продолжать осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы;

- использовать метеостанцию в работе с детьми;

- поддерживать инициативу детей, помогать в их наблюдениях и экспериментах.

Для родителей:

- активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса по формированию и совершенствованию экологической культуры у детей;

- привлечь родителей к изготовлению метеорологических приборов;

- обогащать детско-родительские отношения в совместной проектной деятельности.

1.3. Принципы реализации проекта

  1. Принцип научности: содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач,

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  2. Принцип доступности: предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  3. Принцип активного обучения- предполагает передачу детям не готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
  4. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Вид проекта: информационно - исследовательский, долгосрочный.

Продолжительность проекта: 1 год (2019 - 2020 уч. г.)

Участники проекта:

1. Воспитатели.

2. Дети старшей группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Продукт проектной деятельности:

- использование метеорологической станции на территории детского сада.

2. Программа реализации проекта

2.1. Этапы и сроки реализации проекта

I этап - Организационный: сентябрь, 2019

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 

1.

  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр и т. д.
  • Изучение основных требований к организации метеостанции (расположению метеоприборов) в ДОУ;
  • Подбор диагностического материала для проведения

педагогической диагностики по выявлению знаний у детей о погоде, природных явлениях, измерительных приборах.

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.  
  • Выявление уровня знаний у детей 5 - 6 лет по разделам проекта.

Сентябрь,

2019

II этап - Основной: октябрь 2019 г. - апрель 2020 г.

Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- создать условия, способствующих стимулированию развития любознательности в процессе наблюдений за погодой детей 5 - 6 лет.

- организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Перспективный план на 2019-2020 уч. г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Проектная линия 1. Организация работы с детьми 5-6 лет

1.

Беседы: «Что такое погода?»

Д/и «Назови погодное явление»,  «Что нам нужно одеть?».

Рассматривание иллюстрации из альбома «Кладовая природы - осень»

НОД «Народные приметы».

Экскурсия - путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.

НОД «Интересная наука - метеорология»

Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

НОД на метеоплощадке «Измерение осадков».

Чтение - Э. Шим «Отчего Осень грустна»  

Игра - эксперимент «Пар-это вода».

Прослушивание детских песен «Облака, белогривые лошадки…», «Дождик, дождь…».

Ситуативный разговор «А за окном то дождь, то снег…»,

Наблюдение за осадками, за облаками, фиксация в дневнике наблюдений.

Работа с лэпбуком «Волшебная вода».

Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».  

Октябрь,

2019

2.

Беседы «Виды облаков», «Что такое метеостанция и для чего она нужна».

Просмотр презентации «Приборы метеоролога».

Игры «О чем говорят эти вещи», «Скажи наоборот».

Игровая ситуация -  «Как нужно обращаться с метеоприборами». 

П/и  «Дождик и ветер».

НОД «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде».

Образовательная беседа «Что такое флюгер?».

Наблюдение «Откуда дует ветер?», «Как измерить силу ветра?».

Квест - игра «Воздушный змей».

Чтение художественной литературы - А. Барто «Нестойкая погода».

Опытно - экспериментальная деятельность «Ветер – это движение воздуха», «Измеряем направление ветра при помощи флюгера».

Ноябрь,

2019

3.

Д/и «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

НОД «Как измерить температуру воздуха»

Беседы «Какие бывают термометры», «Пернатые синоптики».

Работа с календарем погоды.

Вечер загадок и отгадок «Природные явления».

НОД «Почему песочные часы называются песочными?».

Показ видео - ролика «Все о погоде».

Чтение художественной литературы:  И. Бунин «Первый снег»,

 Е. Явецкая «Зима-рукодельница»,

Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха).

Декабрь,

2019

4.

Игры «Времена года», «Прогноз погоды», «Живая и неживая природа».

НОД  по рисованию, - «Какое природное явление меня удивляет?»

НОД «Что такое компас?»

Презентация «Метеорологические приборы на метеостанции: линейка для измерения снежного покрова».

Проблемная ситуация - «Спор облачка, дождика и грозы».

В мастерские снега. Работа в календаре «Времена года»

Наблюдение за снежным покровом. Наблюдение состоит из измерения его высоты, фиксация в дневнике наблюдений.

Беседа «Что такое мороз, иней?»

Прослушивание музыки: звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.

Опыт со снегом (на улице), «Как ориентироваться по компасу?»

Январь,

2020

5.

Д/и: «Найди свою пару», «Что такое длинный день зимы?», «На что похоже облако».

НОД по рисованию «Деревья на ветру».

Чтение, обсуждение экологических сказок: «Кто землю украшает», «Почему у Земли платье зеленое». 

НОД «Ветровой рукав».

П/и «Белкины запасы».

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные приметы».

Наблюдение за погодой, фиксация в дневнике наблюдений.

Беседа «Погода и человек. Для чего нужен барометр».

Игровая ситуация «Птицы- метеорологи».

НОД «Изменчивая температура».

 Опытно - экспериментальная деятельность - слежение за облаками по отсчету песочных часов.

Развлечение «Эколята в гостях у детей».

Февраль,

2020

6.

Д/и: «Узнай  по описанию и назови», «Назови осадки», «Дорисуй предмет».

Игровая - ситуация «Насекомые - предсказатели погоды».

Презентация «Знакомство с народным календарем».

Сюжетно - ролевая игра: «Диктор прогноза погоды».

Беседа с использованием картотеки «Погода по народным приметам». 

Наблюдение за небом и облачностью, фиксация в дневнике наблюдений.

НОД «Аппликация «Метеостанция».

Праздник «День метеоролога» - посвящение детей в метеорологов.

Чтение «Как меняется погода?». П. Волцит.

Игра - эксперимент: «Удивительные превращения».

Март,

2020

7.

Д/и: «Солнце сияет», «Что лишнее».

НОД Рисование «Погодные  обозначения».

Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».

П/и «Кто быстрее соберётся».

Игровая - ситуация, «Какую метеостанцию построили бы дети?».

Наблюдение за влажностью воздуха, за весенним дождем, фиксация в дневнике наблюдений.

Чтение К. Паустовский «Поэзия дождя», «Какие бывают дожди»

НОД «Части света и солнце».

Наблюдение «Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Опыт «Магнитные рисунки».

Апрель,

2021

8.

Д/и: «Назови осадки», «Цветочные часы», «Ходилка».

НОД по рисованию «Радуга-дуга».

Чтение З.Александровой «Грибной дождь».

Презентация «Все о погоде». 

Беседа: «Удивительное вокруг». «Как мы можем помочь природе?».

П/и «Семена и ветер».

Наблюдение - практикум «Дождь льет – поливает, а мы замечаем….», «За цветником», фиксация в дневнике наблюдений.

Познавательно - игровое развлечение «У природы нет плохой погоды». 

НОД Викторина «Что, где, когда?».

Экспериментальная деятельность «Плыви, плыви кораблик…»

Музыкальный калейдоскоп погоды (пение и слушание песен, музыки о погоде).

Май,

2021

Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОУ

1.

Анкетирование «Значение экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Октябрь,

2019

2.

Консультация «Что такое метеостанция и для чего она нужна в детском саду».

Ноябрь,

2019

3.

Семинар «Создание эколого-развивающей среды на территории

дошкольного учреждения».

Декабрь,

2019

4.

Методические рекомендации «Основные требования к организации работы на метеоплощадке».

Январь,

2020

5.

Консультация «Погода и наблюдения за ней».

Февраль,

2020

6.

Круглый стол «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях».

Март,

2020

7.

Устный журнал «Наблюдение как метод экологического воспитания».

Апрель,

2020

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1.

Анкетирование «Отношение родителей к процессу экологического воспитания детей».

Привлечение родителей к оформлению  и оснащению уголка «Наблюдения за погодой» в центре экспериментирования «Эколята».

Сентябрь, 2019

2.

Родительское собрание «Метеостанция в ДОУ - что это такое?».

Создание фотоальбома «Растения - барометры нашего Края».

Октябрь,

2019

3.

Вечер вопросов и ответов по организации исследовательской деятельности детей.

Мастер-класс «Как изготовить метеорологические приборы».

Ноябрь, 2019

4.

Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации и проведения опытов с измерительными приборами в домашних условиях.

Выставка - конкурс «В гостя у Ветерка» (установка разнообразных флюгеров на площадке).

Декабрь, 2019

5.

Папка-передвижка «Народные приметы о погоде». 

Январь,

2020

6.

Проведение открытого мероприятия с детьми «Изменчивая температура».

Февраль,

2020

7.

Консультация «Как организовать мини-метеостанцию дома»

 Конкурс семейного творчества «А у нас во дворе…».

Март,

2020

8.

Буклет «Это интересно…» (с познавательной информацией о природных явлениях).

Апрель,

2020

Занятия с детьми проводятся один раз в две недели, в первой половине дня в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность одного занятия в старшей группе не более 25 минут.

III этап - Заключительный: май 2020 г.

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Задачи:

1. Выявить уровень усвоения знаний детей 5 - 6 лет по разделам проекта. 

2. Обобщить итоги работы с детьми и родителями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Проектная линия 1. Организация работы с детьми 5-6 лет

1.

  • Педагогическая диагностика.
  • Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды».
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем».

Май,

2020

Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОУ

Открытый просмотр познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды».

Презентация «Итоги проектной деятельности».

Май,

2020

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

  • Родительское собрание «Успехи наших юных метеорологов».
  • Фотовыставка «Наша метеостанция».

Май,

2020

2.2. Оценка эффективности работы

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения.

Для определения усвоения представленного материала проводится мониторинг с учетом индивидуальных особенностей детей. Данный мониторинг является основой для контроля и оценки уровня усвоения знаний по следующим разделам: «Знание погодных явлений»,  «Народные приметы», «Умение использовать метеоприборы»,  «Знания о профессии метеоролога», «Умение вести  календарь погоды». Мониторинг проводится два раза в год: в начале и конце учебного года.

Критерии, уровни усвоения знаний детьми 5-6 лет по темам разделов:

  • «Знание погодных явлений», 
  • «Народные приметы»,
  • «Умение использовать метеоприборы», 
  • «Знания о профессии метеоролога»,
  • «Умение вести  календарь погоды».

Уровни/баллы

Критерии

Высокий уровень

(3 балла)

- ребенок обнаруживает устойчивый и постоянный интерес к темам раздела;

- использует в собственной деятельности полученные знания, умения и навыки;

- проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

- имеет системные знания по всем темам раздела.

Средний уровень

(2 балла)

- ребенок проявляет интерес к темам раздела;

- общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

- имеет системные знания по некоторым темам раздела.

Низкий уровень

(1 балл)

- ребенок не проявляет интерес  к темам раздела;

- при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

- затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

3. Планирование ресурсного обеспечения проекта

1. Кадровое обеспечение: воспитатели.

2.Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература.

3. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, Смарт доска, комплекты видеофильмов, оборудование и материалы для организации занятий: приборы  на метеостанции, метеостанция.

4. Риски и их предупреждение

1. В начале проекта родители не были знакомы с организацией метеостанцией в ДОУ.

2. Недостаточное оснащение РППС группы детского сада по теме проекта.

3. После реализации проекта снижение интереса со стороны педагогов.

Пути выхода:

1. Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах необходимо вовлекать родителей  непосредственно в коррекционно-образовательный процесс: проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров, консультаций по теме проекта. Привлекать родителей к активной деятельности со своими детьми.

2. В группе создан уголок «Наблюдения за погодой» в центре экспериментирования «Эколята». На территории детского сада оборудована метеостанция, в которую вошли: выносные и стационарные приборы (флюгер, ветровой рукав, солнечные часы, осадкомер, метеобудка с подиумом, термогигрометр, барометр).

3. Разработка плана проведения мероприятий, проектов, графиков посещений метеоплощадки, с назначением ответственных.

5. Предполагаемый  результат

С детьми:

- дошкольники расширят представления о погоде и ее значении  в жизни человека, о профессии метеоролога;

- познакомятся с метеостанцией;

- дети научатся  использовать специальные приборы для наблюдения за погодой,  снимать показания с приборов;

- научатся фиксировать результаты наблюдений с помощью условных знаков и использовать результаты наблюдений для составления прогноза погоды;

- у воспитанников сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов.

С родителями:

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

Практическая значимость проекта

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 5 -6 лет.

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определит те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.

6. Заключение

Данный проект направлен на формирование у детей 5-6 лет любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире посредством использования метеостанции. Поэтому  для  элементарного  прогнозирования  погоды  на  территории детского сада  была установлена метеостанция.  С  ее  появлением у педагогов и детей есть  возможность  уйти  от  стереотипов  в  наблюдениях  на  прогулке  и  погрузить  детей  в  мир  исследований  и  открытий.  

Для метеостанции  выбран  открытый,  солнечный  участок  и  установлена  метеобудка. Для наблюдения за погодой были использованы приборы как на метеостанции, так  и  приборы,  изготовленные  из  подручного  материала совместно с детьми и родителями (осадкомер, ветровой рукав, солнечные часы, линейка, для измерения снежного покрова).

За время реализации проекта  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические  работы. Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта. Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки,  играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами. Кроме этого, у  детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более бережно относится к природе. Во время  экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей. Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются  интересным делом.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, мероприятия  проекта смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий  дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Все это свидетельствует о том, что проект  интересен детям и полезен для развития  их интеллектуальной, нравственной  и эмоциональной  сферы. 

7. Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. - 2002. - №3.- с.76.

2. Вологдина Е.В. Живая природа [Текст] / Е.В. Вологдина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.- 96 с.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 208 с.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

5. Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада [Текст] / Н. М. Иванова. - Пермь: Меркурий, 2015. - 92 с.

6. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Н.Г. Комратова. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.

7. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество // Дошкольное воспитание . -1998 г.- №7.- 49-51 С.

8. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель 2009. - 232с.

9. Николаева С.Н., Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет) [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика Синтез, 2017. - 208 с.

10. Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.Л. Рыжова. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...