Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
методическая разработка (младшая группа)
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
· создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
· диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_vzaimodeystvia_dou_s_semyami_vospitannikov.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Современные условия деятельности дошкольного учреждения выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Способствуют формированию активной родительской позиции.
Работа с родителями строится по ряду принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьёй работы:
- единство целей и задач воспитания здорового ребёнка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы в ДОУ);
- индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей;
- систематичность и последовательность работы в течении всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Такой подход позволяет нам приобщать родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребёнка дома.
Важным способом реализации сотрудничества педагога и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность ДОУ. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей.
Диалог между ДОУ и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей и т. д. В такой позитивной роли педагог воспринимается как равноправный партнёр в воспитании.
Работа с семьёй является сложной задачей как в организационном, так и в психологическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
1-й этап – демонстрация родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между родителями и воспитателем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
2-й этап – родителям даются практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка, при этом используются различные методы и приёмы : это могут быть общие и групповые родительские собрания, тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
3-й этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка; здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета воспитателя по интересующим проблемам.
Для достижения положительных результатов работы в ДОУ широко используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:
- Анкетирование родителей.
- Консультации (как устные, так и в письменном виде).
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников и досугов.
- Общие и групповые родительские собрания.
- Занятия с участием родителей.
- Деловые игры и психологические тренинги с разбором проблемных ситуаций.
- Оформление фотомонтажей, стенгазет.
- Совместное создание предметно-развивающей среды.
- Работа с родительским советом ДОУ.
- Беседы с детьми и родителями.
- Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале и на спортивном участке.
Определение
Сотрудничество - общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
Противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
Уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Противодействие – действие, направленное на уменьшение воздействия, оказываемого другим действием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Статья об особенностях взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников...
Консультация для родителей "Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях в ведения стандарта."
Цель, принципы, условия, этапы необходимые для реализации доверительного взаимодействия ДОУ с семьей....
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Рекомендации для родителей...
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанниковПри организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать осно...
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28318924","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 225px; width: 300px;"}}]]...