Темперамент дошкольника
консультация

Соколова Евгения Викторовна

Все о темпераменте детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament_doshkolnika.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Темперамент детей дошкольного возраста.

        Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы.

Тип нервной системы/темперамент

               Свойства нервных процессов

«безудержный» / холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

«живой» / сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

«спокойный» / флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

«слабый» / меланхолик

Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

   

     Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребёнка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.

      Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

      Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого.

Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни.

Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться.

Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.

   Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.

   Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции:

  • не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость,
  • выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь;
  • ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству,
  • любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми.
  • всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
  •  ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм.
  •  он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется,  его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказывали сказку, пытается затеять игру.

       В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Рекомендации для воспитателей:

- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости

- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться.

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

- необходимо строго соблюдать режим дня.

     Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.

Внешне они похожи на детей – холериков тем, что:

  • активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко,
  •   как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам,
  •  ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот,
  •  особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям.

Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения,

  • дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться.
  •  живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Ребёнок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к детскому саду длится недолго – утром привели в детский сад, а к вечеру он чувствует себя как дома,

  • общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера.

     Из-за того что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое.

 В некоторых  обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребёнок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий.

В тоже время эта пластичность малыша может оборачиваться  отрицательной стороной: ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берётся, но ничего не доводит до конца.

    Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей).

    У ребёнка быстро формируются привычки, навыки,  но столь же быстро они разрушаются.

Поэтому основная работа с ребёнком-сангвиником  - формирование у него настойчивости. Ребёнок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он слушается родителей, но также слушается совета случайных прохожих. У ребёнка разнообразные интересы, но постоянно расширяясь они становятся поверхностными. Дети-сангвиники стараются записаться в разные кружки, но ни в одном из них не достигают успехов – не хватает настойчивости. Ребёнок берётся за любое дело, но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить.

Рекомендации для воспитателей

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения

 Ребёнок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему.

  • В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся.
  •  трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми.
  • все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена.
  •  нет лишних движений, жестов.
  • речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами.
  • ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия.
  •  приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно,  особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом.
  • поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя.
  • привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу.
  • поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: ребёнок долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участие в играх детей.
  • флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми.
  • в привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно.
  •  Как и всякий ребёнок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации для воспитателей

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его

- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

привлекать ребёнка к деятельности в коллективе

Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью.

Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности.

  • Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
  • Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений.
  • Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения.
  •  Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается.
  • Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют.
  • Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.
  • Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний.
  • Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика.
  •  У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.

    Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка меланхолика.

     В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

     Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.

Рекомендации для воспитателей

- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки

- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо

- ребёнку полезно заниматься спортом

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка

- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми

- важно развивать у него общительность

необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.

 Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.

Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково».

Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

«В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитания».

   Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых  условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.  

Определяем темперамент у детей дошкольного возраста

             Определяем темперамент у детей дошкольного возраста

           1. Чистых темпераментов не бывает, но есть ведущий;

           2. Определить темперамент ребенка удается далеко не всем родителям.

                   

Сангвиник (С) Холерик (Х) Флегматик (Ф) Меланхолик (М)

Вопросы:

1.Как ребенок разговаривает с другими детьми?

Быстро, энергично, прислушивается к высказываниям других(С)

Быстро, импульсивно, других не слушает(Х)

Медленно, ровно, негромко, но уверенно(Ф)

Говорит мало, тихо, неуверенно(М)

2.Как реагирует на замечания?

Обещает так больше не делать, но быстро забывает об этом и через некоторое время делает то же самое(С)

На замечания реагирует бурно, не слушает, и поступает по-своему(Х)

Молча выслушивает(Ф)

Обижается, переживает, не перечит(М)

3.Как ведет себя в новой обстановке (у врача, в игровой комнате)?

Проявляет активность, свободно ориентируется, подвижен(С)

Активно, возбужденно(Х)

Спокойно рассматривает обстановку, окружающих(Ф)

Растерян, скован, робок(М)

4.Как ведет себя на детской площадке?

Легко включается в игру с другими детьми, любит меняться игрушками, легко отдает свои(С)

Активно включается в игру, отбирает чужие игрушки, свои не отдает(Х)

Действует спокойно, без лишних слов, игрушки у детей не отбирает, но и свои не отдает(Ф)

Действует робко и неуверенно, к своим игрушкам очень привязан, бережет их, чужие не отбирает(М)

5.Наиболее свойственная мимика и выражение лица:

Живая, изменчивая, веселая; улыбчивое, игривое, веселое(С)

Меняется резко, но редко; драчливое, деловитое, боевое, задиристое(Х)

Мало изменчивая, спокойная; спокойно-созерцательное(Ф)

Мало изменчивая, грустная; задумчивое. Обиженное, печальное, встревоженное(М)

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние особенностей темперамента дошкольника на характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Знание особенностей индивидуальных различий детей очень важно для психолога, педагога и воспитателя, поскольку ни один метод воздействия на ребенка не будет достаточно эффективен, если он обращен к де...

"Темперамент дошкольника "

Методические рекомендации для педагогов...

Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »

« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...

Темперамент дошкольника

Темперамент дошкольника. Влияние темперамента на развитие полноценной личности ребенка, на его успехи и достижения....

Темперамент дошкольника

Рекомендации воспитателю ДОУ по взаимодействию с детьми различных темпераментов...

Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»

Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?» Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься». Что же на самом деле определяет поведение детей? Насл...

Темперамент дошкольника.

Учет свойств темперамента при работе с детьми...