Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»
методическая разработка на тему
Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?» Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься». Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется. Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка. Темперамент – это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Учет темперамента дошкольников в образовательном процессе»
Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?»
Та же народная мудрость гласит: «С кем поведешься – от того и наберешься».
Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то и другое. Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.
Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчетливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закрепленных свойствах психики ребенка.
Темперамент – это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас.
И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребенка за то, что он меланхолик, так же и за то, что он брюнет, а не блондин ( или наоборот)
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой:
* моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений;
* речевая - в темпе речи и силе голоса;
* эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций. Темперамент (от лат. temperamentum- надлежащее соотношение частей, соразмерность) - совокупность устойчивых особенностей, характеризующих динамику психической деятельности индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов, состояние. Учение И.П.Павлова о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения выделяет четыре основных типа темперамента:
- сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
- сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
- сильный, неуравновешенный – холерик;
- слабый - меланхолик
Воспитателю необходимо знать слабые стороны ребенка, чтобы избежать травмирующего воздействия, обострения конфликтных ситуаций. Владение информацией о сильных сторонах позволит опереться на них в образовательном процессе, повседневной жизни. Создать условия для максимального проявления положительных черт индивидуальности, разностороннего развития.
1 часть.
Педагогам предлагаются карточки с описанием разных типов темперамента.
Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны взрослых надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.
Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других.
Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается.
2 часть. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Определите, каким типом темперамента Вы обладаете?
Определите, тип темперамента детей по описанию их поведения.
Позитивные признаки | Негативные признаки или свойства |
Холерики
- высокая активность -быстрая включаемость в ситуацию -преобладает экстравертность (обращенность во вне, общительность) - решительность - выразительность речи -быстрота ассоциативных процессов - стремление к лидерству - высокая эмоциональная возбудимость, страстность | - высокая реактивность (необузданность), преобладающая над активностью - импульсивность - вспыльчивость -агрессивность -неустойчивость поведения -резкость в отношениях, конфликтность - цикличность в работе, в переживаниях, настроении -несдержанность -отвлекаемость -раздражительность -пониженная чувствительность к эмоциональным состояниям окружающих |
Сангвиники
- повышенная активность -энергичность -работоспособность, деятельность при наличии интереса -хорошая адаптивность к новым условиям -увлеченность, вдохновение -общительность -жизнерадостность, оптимизм -выразительность мимики и движений | - повышенная реактивность - несобранность, ненадежность(всегда обещает, но не всегда выполняет свои обещание) - поверхность восприятия - недостаточная способность к сосредоточенности, отсутствие усидчивости - недостаточная настойчивость в достижении цели - тяготиться однообразием деятельности - склонность к неустойчивости интересов, привязанностей, привычек |
Флегматики
- терпимость - обязанность - выдержанность - высокая работоспособность - настойчивость в достижении цели - устойчивость в отношениях - аккуратность старательность | - медлительность - малоподвижность - интровертность (обращенность к себе), малая общительность - плохая переключаемость внимания - нерешительность - бедность мимики - упрямство - пониженная активность в поведении, деятельности - вялость -неловкость |
Меланхолики
-повышенная чувствительность к эмоциональным состояниям окружающих - сердечность, способность к состраданию, чуткость - мягкость в общении и взаимодействии с окружающими - доброжелательность - учтивость интересов, привязанностей, привычек | - регидность, плохая адаптация к новым условиям - застенчивость - внушаемость - неуверенность в себе - тревожность - пассивность, безынициативность - замкнутость - низкая работоспособность в неблагоприятных условиях, утомляемость |
Определите, тип темперамента детей по описанию их поведения.
Описание 1.
Оля М., 6 лет. Живая, подвижная, общительная девочка, легко находит контакт с взрослыми и детьми. Когда родители переехали в новую квартиру, в первый же день познакомилась с ребятами во дворе, организовала игру, причем сразу стала заводилой в этой игре. Всем интересуется, любит все новое, берется даже за то, что не очень хорошо знает. Если что-либо не получается, долго не расстраивается, переключается на другое дело.
(ответ: Оля обладает ярко выраженным сангвинистическим темпераментом)
Описание 2.
Сережа Л. 5 лет Очень энергичный ребенок, ему не сидится на месте. Он всегда чем-то занят, успевает сделать тысячу дел, при этом несколько раз поссорится и помириться со сверстниками. Воспитатель жалуется, что его трудно организовать. Мимика ребенка живая, выразительная, все, что он переживает в данный момент, написано у него на лице. На то, что ему нравится, реагирует очень бурно. Общителен, не замолкает ни на минуту, переговорит любого. Очень легко входит в контакты с окружающими, но ничуть не заботится о сохранении этих контактов. Где он находится, все кипит, затеваются игры и развлечения, все это сопровождается шумом, визгом, криком.
(ответ: у Сережи холеристический темперамент)
Описание 3.
Артем Х.,5 лет. Спокойный, уравновешенный ребенок, его трудно вывести из себя. Даже когда упадет и ушибется, долго раздумывает, заплакать или нет, чаще всего не плачет. С детьми сходится с трудом. В детском саду дружит лишь с одним из сверстников. С остальными ребятами, если не вынуждают обстоятельства, общается редко. На занятиях очень долго думает, прежде чем ответить, хотя чаще всего отвечает правильно. Не любит, когда его торопят, все делает не спеша, с расстановкой. Речь замедленная, рассудительная.
(ответ: Артём – флегматик)
Описание 4.
Наташа Ф.,4 года. Впечатлительная девочка, робкая, застенчивая, боится всего нового, непривычного, трудно сходится с детьми. На улице предпочитает гулять с мамой. Любит музыку, ранимая, тонко чувствующая натура. Не любит подвижных игр, выбирает спокойные, преимущественно играет одна. К детскому саду привыкнуть не может, нередко плачет, когда уходит мама, ждет её с нетерпением.
(ответ: Наташа – ярко выраженный меланхолик)
Часть 3.
Практическое упражнение «Лоскутное одеяло»
Индивидуальное задание. Проведите небольшое исследование: проанализируйте своё поведение в повседневной жизни и из предлагаемых Вам свойств выберите те, которые Вы видите у себя.
Характеристика различных типов темперамента
Качества / цвета | |||
КРАСНЫЙ | ЗЕЛЕНЫЙ | ЖЕЛТЫЙ | ГОЛУБОЙ |
реактивный | активный | медлительный | впечатлительный |
энергичный | оптимистичный | неэмоциональный | ранимый |
подвижный | общительный | терпеливый | робкий |
страстный | уравновешенный | работоспособный | обидчивый |
настойчивый | подвижный | Устойчивое внимание | пассивный |
контактный | Легко ориентируется в обстановке | сосредоточенный | необщительный |
раздражительный | Быстро реагирует | выдержанный | чувствительный |
вспыльчивый | Способен на длительную напряженную работу | трудолюбивый | Эмпатийный ( умеет сочувствовать, сопереживать) |
Быстро переключающийся с одного вида деятельности на другой | Легко перестраивающийся с одного вида деятельности на другой | надежный | Хорошо выполняющий тонкую работу |
Подводя итоги отмечается, что работая над заданием, педагог выбирает не только объективно присущие ему свойства, но и те, которые для него значимы.
Педагогам предлагается высказать мнение о том, почему упражнение названо «Лоскутное одеяло». Обратить внимание на то, что почти у всех получились разноцветные карточки. В ходе анализа подводятся выводы:
- У взрослого человека «чистые» типы темперамента, фактически, отсутствуют.
- На карточках можно выявить преобладающий цвет, а значит и тип темперамента, свойства которого наиболее выражены.
Таким образом, следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его характеристик.
Часть 4.
Темперамент, как проявление индивидуально-психологических особенностей, предполагает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам в ходе проведения педагогов различных форм образовательной деятельности.
Для выполнения задания предлагается следующая таблица:
Задачи и рекомендации по работе с дошкольниками с учетом типов их темперамента.
ТТ | задачи | рекомендации |
холерик | Формирование умения доводить начатое дело до конца. Развитие чувства ответственности за порученное дело Предупреждение вспыльчивости, раздражительности. Формирование умения владеть своими чувствами, контролировать свои поступки. Формирование умения вести себя в соответствии с правилами и требованиями взрослых. Развитие аккуратности, вежливости, собранности, мягкости в общении с людьми. Формирование коммуникативных навыков: умение говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с желаниями других. | Спокойная, последовательная требовательность. Требование точного, сознательного усвоения и выполнения правил и указаний. Уверенный, но не резкий тон. Поощрение выдержки, настойчивости. Требование тщательной обдуманности действий, поступков. Требование внутренней и внешней собранности в процессе выполнения разных видов деятельности. Поручения игровых ролей, требующих проявления умения управлять своими чувствами. Поддержание любого полезного увлечения, организация жизни ребенка – холерика так, чтобы его активность находила полезное применение. Наличие постоянного трудового поручения и его систематическое выполнение с целью воспитания управлять собой. Чередование видов деятельности. Разумное сочетание поощрения и порицания. Желательно отрицательные оценки давать наедине с ребенком. С целью достижения ребенком результатов деятельности необходимы пошаговый контроль и стимулирование его работы мягким указанием на ошибки. |
сангвиник | Формирование у ребенка стремления к постоянной занятости. Развитие терпения, кропотливости в процессе будничной деятельности. Предупреждение беспечности, самоуверенности. Формирование устойчивости поведения, интересов, привязанностей в отношении со сверстниками. Приучение к сознательному выполнению правил поведения. | Постоянный контроль отношения детей к выполнению своих обязанностей. Требование сознательного оценивания нравственных поступков. Упражнение в планировании деятельности. Содержание многословия. Недопущение частой смены деятельности, требование доведения начатого дела до конца при снижении к нему интереса. Уточнение временных промежутков и дисциплинированных требований при выполнении заданий, стимулирование результатов путем оценивания промежуточных этапов труда. |
флегматик | Формирование умения работать в общем темпе, быстро включаться в деятельность без длительной подготовки. Развитие способности выполнять знакомую работу различными способами и методами. Развитие инициативности, активности, коллективизма, решительности, общительности. Развитие разнообразных интересов, любознательности, творчества. Формирование умения полно выражать мысль, быстро реагировать на раздражители, легко переключать внимание. Совершенствование умения приспосабливаться к новым условиям. | Контролирование в работе хода выполнения последовательных операций. Приучение к работе в одном темпе со всеми детьми (следует следить за тем, чтобы ребенок вовремя начал работу, заранее предупреждать о необходимости её закончить, но не прерывать его резко, допустимо снижение объёма задания). Обучение самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания. Отсутствие требований к ускорению темпа работы на начальных стадиях формирования навыков. Упражнение в ограничении времени на выполнении задания. Приучение к постоянной занятости, развитие способности все время следить за мыслью, деятельностью других детей. Упражнение в скорости выполнения движений, в выразительности речи, создание ситуаций. Требующих проявления волевого усилия. Побуждение к повышению активности, к дружбе с другими детьми. Положительное подкрепление проявления детьми инициативности, активности. |
меланхолик | Формирование умения доводить дело до конца, преодолевая трудности и препятствия. Развитие волевых качеств, веры в свои силы, инициативности и активности. Развитие доверчивости, открытости, дружеских чувств, самостоятельности. Приучение к сохранению интереса и работоспособности в процессе любой деятельности. | Побуждение к активной деятельности. Предоставление дополнительного времени для подготовки к ответу. Упражнение в волевых поступках, в проявлении решительности и смелости. Поддержание бодрого, оптимистического настроения. Недопущение чрезмерной требовательности, повышения голоса, наказаний. Сохранение мягкого, но уверенного тона. Поощрение уверенности в своих силах, отсутствие концентрации внимания на недостатках. Посильность требований, контроль производимых действий, сочетающихся с психологической поддержкой. Оказание помощи при снижении интереса к деятельности. Постепенное расширение круга знакомств, начиная с одного спокойного сверстника. |
Задание. Определите, для каждого типа темперамента сформулированы программные задачи различных форм работы с детьми.
№ | Программные задачи | Тип темперамента |
1. | Подвижная игра « Кто скорее добежит до флажка» | |
1.1 | Упражнение в сдержанности при выполнении движений точно по сигналу | холерик |
1.2 | Соблюдение правил игры. Формирование стремления довести игру до конца | сангвиник |
1.3 | Упражнение в быстром беге | флегматик |
1.4 | Развитие активности | меланхолик |
2. | Занятие по изодеятельности | |
2.1 | Учить передавать в рисунке форму, закреплять умение аккуратно закрашивать изображение в одном направлении не заходя за контур | холерик |
2.2 | Упражнять в изображении предметов крупно, посередине листа бумаги | сангвиник |
2.3 | Развивать умение оценивать качество выполнения рисунка | Флегматик меланхолик |
3. | Труд на участке | |
3.1 | Учить продумывать последовательность работы | холерик |
3.2 | Учить самостоятельно подбирать материал и инвентарь для труда в зависимости от предполагаемой работы | сангвиник |
3.3 | Учить оценивать качество своей работы и работы других детей объективно и правильно | Флегматик меланхолик |
Итоги работы круглого стола:
Порядок построения воспитательно – образовательного процесса с учетом преобладающего у ребенка типа темперамента.
Тип темперамента | Особенности работы на занятиях |
холерик | Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетания поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки. |
сангвиник | Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представления её результата. Легко справляется с одновременном выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходимо пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки. |
флегматик | Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретными заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объёма задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания |
меланхолик | Медленные темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЕО: Круглый стол- презентация для воспитателей инновационной образовательной технологии «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников»
«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников» ...
Круглый стол «Внедрение проектного метода в образовательный процесс для повышения качества работы по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Презентация о проведении круглого стола по результатам проектной деятельности в ГБОУ Школа №2055....
Круглый стол для педагогов "Оздоровительная направленность образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников)
Цель проекта продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении....
Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края" совместное мероприятие педагогов МБДОУ №7 и МБОУ «СШ №2 – м»...
Родительское собрание в форме круглого стола" Информирование родителей о ходе образовательного процесса в группе ЗПР"
Расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год....
Круглый стол «Использование ИКТ при организации образовательного процесса в ДОУ»
Использование современных информационно - коммуникационных технологий в детском саду наиболее актуальная задача современного педагога. В данном материале раскрывается многообразие видов ИКТ технологий...
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Среди индивидуально-психологических особенностей человеческой личности, учет которых позволяет осуществлять, как индивидуальный, так и дифференцированный подход, можно выделить темперамент.Воспитатель...