Развивающая предметно пространственная среда в соответствиии с ФГОС.
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Методические рекомендации по использованию РПП среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Методические рекомендации по использованию

«Развивающей предметно – пространственной среды группы детского сада, реализующих программы дошкольного образования.

Группа младшего и среднего дошкольного возраста «Капитошки»

Козлова Ирина Ивановна

Бледнюк Светлана Владимировна

с.Леуши - 2021

                                                                      Детский мир – особый мир,

Мир начального познанья,

Осязанья, узнаванья,

Дивных таинств бытия,

Откровенья – Ты и Я,

Многоцветный детский мир.

Детский мир – особый мир,

Мир вхожденья от истоков,

Мир без страхов и упреков,

Мир доверья без границ,

Теплых рук и милых лиц,

Многоцветный детский мир.

Детский мир – особый мир,

В нем грядущей жизни лик,

Этот сладкий, краткий миг

Озаренья и прозренья,

Безгреховного творенья,

Многоцветный детский мир.

Детский мир – особый мир,

Меж гирляндами событий

Сохраненный, незабытый

В круговерти света, тьмы

Повзрослевшими людьми,

Многоцветный детский мир.

Рута Марья

Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живёт ребёнок, должна быть насыщенной, разнообразной и меняющейся. Её правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Насыщенной
    Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
  •       Трансформируемой
    Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
    - от образовательной ситуации;
    - от меняющихся интересов детей;
    - от возможностей детей
  •        Вариативной
    Вариативность среды предполагает:
    - наличие различных пространств;
    - переодическую сменяемость игрового материала;
    - разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
    - появление новых предметов.
  •        Доступной
    Доступность среды предполагает:
    - доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
    - свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
    - исправность и сохранность материалов и оборудования.
  •       Безопасной
    Безопасность среды: соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности.

При создании предметно – пространственной среды в группе мы старались представить вашему вниманию организованные центры, которые охватывают все образовательные области:

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Наша задача спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с требованиями и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Включает в себя настольные игры, дидактические игры, наглядный материал, развивающие игрушки, счетный и раздаточный материал, атрибуты для игр, наборы конструкторов, художественная литература, речевые игры, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и многое другое, что способствует развитию ребенка.

Социально – коммуникативное развитие

Включает в себя центр безопасности, центр дежурства, центр активности.

Представленные центры в группе направлены на:

  • Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.
  • Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни.
  • Развитие умений выполнять обязанности дежурного.
  • Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

   Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Представлены игры по безопасности жизнедеятельности и наглядный материал.

   В центре дежурств для детей оформлен наглядный алгоритм последовательности дежурного и правила сервировки стола, дети могут потренироваться самостоятельно накрыть стол. В центре дежурного имеется форма- фартуки и колпачки, дети с помощью взрослых готовят салфетки.

   В группе также организованы зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья- дом», «Парикмахерская», «Магазин», также дети развертывают игру и подбирают атрибуты и костюмы для сопутствующих игр. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Познавательное развитие

Включает в себя центр сенсорного развития, центр дидактических игр, центр математического развития, центр экспериментирования, центр природы, знакомство с родным краем.  

Представленные центры в группе направлены на:

  • Стимулирование активного отношения к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.
  • Активизацию познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.
  • Систематизацию знаний о природе. 
  • Развитие интереса к социальной действительности.
  • Формирование первичных представлений о родине, социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.

   В нашей группе создан центр сенсорных и дидактических игр. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, имеются пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

   Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок, также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры и многое другое.

   В группе специальное место и оборудование выделено для математических игр, счетного материала, они расположены как на полочках, так и в шкафах, и при необходимости ребенок сам может выбрать игру по интересу. Это дидактические, развивающие, математические игры.

   В центре экспериментирования, на полочках для детского исследования и в тумбах размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбираем специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.

   В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Особым интересов в центре пользуются дидактические игры по экологии, ознакомлению с окружающим миром.

В группе создана зона по ознакомлению с родным краем, в ней имеются макеты жилищ ханты и манси, куклы, также размещена деревенская изба и символ русского народа – дерево береза, дополнительно вносится альбом «Наш дом Югра», дети знакомятся с бытом, животными нашего края.

Речевое развитие

Включает в себя центр речевого развития, литературный центр, центр театра.

Представленные центры в группе направлены на:

  • Развитие речевой активности.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • Приобщение к театральному искусству, развитие творческих способностей, посредством театральной деятельности.

   Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Правильно подобранны книжный уголок влияет на развитие связной речи и речевого творчества. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

    Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая

Для формирования фонематического восприятия и слуха в центр вносятся и используются: шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, игры с парными карточками.

   В группе в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, настольного театра, плоскостного театра и др.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется и дополняется. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Художественно – эстетическое развитие

Включает в себя центр изобразительной деятельности и творчества, центр музыкальной деятельности, центр строительно–конструктивных игр.

Представленные центры в группе направлены на:

  • Приобщение к театральному искусству.
  • Развитие интереса к музыке.
  • Содействие развитию разных видов конструирования.
  • Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности.
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

   В центре изобразительной деятельности воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В свободном доступе детей мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на стенде, к которому имеется свободный доступ.

   В музыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальная шарманка, бубен, магнитофон, телевизор, DVD с дисками.

   Центр конструирования представлен разнообразными материалами, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами.

Содержимое строительного центра (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

Физическое развитие

Включает в себя центр движения, центр здоровья.

Представленные центры в группе направлены на:

  • Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

   Созданный нами центр движения здоровья гармонично вписываются в пространство групповой комнаты и пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, центр движения активно меняется и пополняется. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Оформлена картотека физминуток и подвижных игр. Представлены макет по правильной чистке зубов, макеты меняются по мере необходимости.

Также имеются дидактический и наглядный материал о сохранении и укреплении здоровья, для родителей предлагаются для ознакомления папки передвижки по темам безопасности, укрепления здоровья и различным образовательным областям.

   Таким образом предметно-развивающая среда организована с учетом развития всех областей, и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для

разностороннего развития личности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.

   Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так - же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

"Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО: рекомендации для педагогов

Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. Доступность среды предполагает:2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, гд...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) презентация

презентация по теме "Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС)" презентация...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации

Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации...