Развивающая предметно пространственная среда в соответствиии с ФГОС.
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)
Методические рекомендации по использованию РПП среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_rpp_sredy_v_dou.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Методические рекомендации по использованию
«Развивающей предметно – пространственной среды группы детского сада, реализующих программы дошкольного образования.
Группа младшего и среднего дошкольного возраста «Капитошки»
Козлова Ирина Ивановна
Бледнюк Светлана Владимировна
с.Леуши - 2021
Детский мир – особый мир,
Мир начального познанья,
Осязанья, узнаванья,
Дивных таинств бытия,
Откровенья – Ты и Я,
Многоцветный детский мир.
Детский мир – особый мир,
Мир вхожденья от истоков,
Мир без страхов и упреков,
Мир доверья без границ,
Теплых рук и милых лиц,
Многоцветный детский мир.
Детский мир – особый мир,
В нем грядущей жизни лик,
Этот сладкий, краткий миг
Озаренья и прозренья,
Безгреховного творенья,
Многоцветный детский мир.
Детский мир – особый мир,
Меж гирляндами событий
Сохраненный, незабытый
В круговерти света, тьмы
Повзрослевшими людьми,
Многоцветный детский мир.
Рута Марья
Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живёт ребёнок, должна быть насыщенной, разнообразной и меняющейся. Её правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Насыщенной
Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы. - Трансформируемой
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- от образовательной ситуации;
- от меняющихся интересов детей;
- от возможностей детей - Вариативной
Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств;
- переодическую сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
- появление новых предметов. - Доступной
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования. - Безопасной
Безопасность среды: соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности.
При создании предметно – пространственной среды в группе мы старались представить вашему вниманию организованные центры, которые охватывают все образовательные области:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
Наша задача спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с требованиями и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Включает в себя настольные игры, дидактические игры, наглядный материал, развивающие игрушки, счетный и раздаточный материал, атрибуты для игр, наборы конструкторов, художественная литература, речевые игры, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и многое другое, что способствует развитию ребенка.
Социально – коммуникативное развитие
Включает в себя центр безопасности, центр дежурства, центр активности.
Представленные центры в группе направлены на:
- Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.
- Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни.
- Развитие умений выполнять обязанности дежурного.
- Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Представлены игры по безопасности жизнедеятельности и наглядный материал.
В центре дежурств для детей оформлен наглядный алгоритм последовательности дежурного и правила сервировки стола, дети могут потренироваться самостоятельно накрыть стол. В центре дежурного имеется форма- фартуки и колпачки, дети с помощью взрослых готовят салфетки.
В группе также организованы зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья- дом», «Парикмахерская», «Магазин», также дети развертывают игру и подбирают атрибуты и костюмы для сопутствующих игр. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Познавательное развитие
Включает в себя центр сенсорного развития, центр дидактических игр, центр математического развития, центр экспериментирования, центр природы, знакомство с родным краем.
Представленные центры в группе направлены на:
- Стимулирование активного отношения к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.
- Активизацию познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.
- Систематизацию знаний о природе.
- Развитие интереса к социальной действительности.
- Формирование первичных представлений о родине, социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.
В нашей группе создан центр сенсорных и дидактических игр. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, имеются пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок, также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры и многое другое.
В группе специальное место и оборудование выделено для математических игр, счетного материала, они расположены как на полочках, так и в шкафах, и при необходимости ребенок сам может выбрать игру по интересу. Это дидактические, развивающие, математические игры.
В центре экспериментирования, на полочках для детского исследования и в тумбах размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбираем специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.
В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Особым интересов в центре пользуются дидактические игры по экологии, ознакомлению с окружающим миром.
В группе создана зона по ознакомлению с родным краем, в ней имеются макеты жилищ ханты и манси, куклы, также размещена деревенская изба и символ русского народа – дерево береза, дополнительно вносится альбом «Наш дом Югра», дети знакомятся с бытом, животными нашего края.
Речевое развитие
Включает в себя центр речевого развития, литературный центр, центр театра.
Представленные центры в группе направлены на:
- Развитие речевой активности.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- Приобщение к театральному искусству, развитие творческих способностей, посредством театральной деятельности.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Правильно подобранны книжный уголок влияет на развитие связной речи и речевого творчества. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая
Для формирования фонематического восприятия и слуха в центр вносятся и используются: шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, игры с парными карточками.
В группе в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, настольного театра, плоскостного театра и др.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется и дополняется. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Художественно – эстетическое развитие
Включает в себя центр изобразительной деятельности и творчества, центр музыкальной деятельности, центр строительно–конструктивных игр.
Представленные центры в группе направлены на:
- Приобщение к театральному искусству.
- Развитие интереса к музыке.
- Содействие развитию разных видов конструирования.
- Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности.
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В центре изобразительной деятельности воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В свободном доступе детей мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на стенде, к которому имеется свободный доступ.
В музыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальная шарманка, бубен, магнитофон, телевизор, DVD с дисками.
Центр конструирования представлен разнообразными материалами, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами.
Содержимое строительного центра (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Физическое развитие
Включает в себя центр движения, центр здоровья.
Представленные центры в группе направлены на:
- Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Созданный нами центр движения здоровья гармонично вписываются в пространство групповой комнаты и пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, центр движения активно меняется и пополняется. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Оформлена картотека физминуток и подвижных игр. Представлены макет по правильной чистке зубов, макеты меняются по мере необходимости.
Также имеются дидактический и наглядный материал о сохранении и укреплении здоровья, для родителей предлагаются для ознакомления папки передвижки по темам безопасности, укрепления здоровья и различным образовательным областям.
Таким образом предметно-развивающая среда организована с учетом развития всех областей, и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для
разностороннего развития личности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так - же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
"Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО: рекомендации для педагогов
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. Доступность среды предполагает:2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, гд...
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) презентация
презентация по теме "Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС)" презентация...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (в соответствии с ФГОС) текст к презентации...