Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода к ребёнку с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
методическая разработка
Семинар для педагогов по реализации индивидуального подхода к ребёнку с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_ovz.docx | 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с родителями
по реализации индивидуального подхода к ребёнку с ОВЗ в соответствии
с требованиями ФГОС ДО»
ФГОС ДО создает условия для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС ДО обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Какие мы ставим перед собой задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществлять индивидуальную коррекционную помощь ребенку;
- способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Определение и реализация индивидуальных подходов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
То есть, основная задача специалистов — предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ОВЗ.
Модель сопровождения ребенка с ОВЗ:
- ПМПК. Определяет стратегию сопровождения ребенка (какие специалисты необходимы? какие коррекционные занятия нужны?)
- ППк ДОУ. Разрабатывает тактики сопровождения (кто, когда, какими методами будет осуществлять коррекционные мероприятия?)
Задачи ППк ДОУ:
- Разработка и уточнение индивидуальных планов и индивидуальных адаптированных образовательных программ (ИАОП; с учетом рекомендаций ПМПК, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Подбор конкретных программ, коррекционных методик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям развития ребенка.
- Оценка состояния ребенка и корректировка индивидуальных планов и программ (ИАОП).
- При выявлении изменений психофизического и соматического состояния направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
Этапы сопровождения Детей с ОВЗ:
I этап Подготовительный | Сбор информации о ребенке, изучение сведений о родителях; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; изучение рекомендаций ПМПК и других документов . |
II этап Комплексной диагностики | Выявление индивидуальных особенностей развития ребенка: диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. |
III этап Разработка индивидуального подхода (ИАОП) | В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный план, (ИАОП) конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем . |
IV этап Деятельностный Коррекционно-развивающая и образовательная работа | Индивидуальные и групповые занятия с дефектологом, логопедом, психологом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к сотрудничеству . |
V этап Рефлексивный Итоговая диагностика Анализ результатов | Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, (ИАОП). Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. |
Обязательным является и включение родителей в педагогический процесс. Согласно Закону РФ «Об образовании» (ФЗ РФ 273) ст. 44 именно родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. А, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.
При составлении образовательного маршрута необходимо донести до родителей следующую информацию:
- о предельно допустимых нормах учебной нагрузки
- об основных образовательных программах
- о коррекционно-развивающих программах
- о содержании психолого-педагогической коррекции
- о возможностях и правилах внесения изменения в ИАОП.
Цели взаимодействия с родителями:
- Формирование позитивного отношения родителей к коррекционно-образовательному процессу в ДОО.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическом процессе.
- Личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.
- Подключение родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе ДОУ.
В большинстве случаев родителям очень трудно оценить возможности ребенка с ОВЗ. Сотрудничество необходимо родителям не только для получения нужных навыков и умений, но и для их личностного роста, навыков социальной активности и конструктивности поведения.
В работе по данному направлению можно использовать различные формы взаимодействия с родителями. Вы можете использовать как традиционные, так и инновационные формы:
- Сбор анамнестических данных о ребенке, (поиск причин психофизических нарушений)
- Анкетирование (изучение педагогической грамотности родителей по отношению к своему ребенку, выявление позиции родителей по отношению к ребенку с нарушениями развития (риском нарушения)
- Наглядная пропаганда: информационные стенды, родительские уголки, буклеты
- Памятки для закрепления усвоенных знаний и умений ребенка
- Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка
- Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»
- Педагогические тренинги, мастер-классы
- Участие в экспертизе динамики развития ребенка
- Почта доверия
Следует помнить, что консультирование семьи направлено на формирование адекватной позиции к проблемам ребенка у родителей и ближайшего окружения, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка.
Нам – педагогам важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно – развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.
На лекциях родителей знакомят с закономерностями психического развития ребенка; с методами воспитания и обучения ребенка; условиями проведения режима дня; лечения; ухода за ребенком в семье; организации предметно-развивающего пространства для ребенка в семье; подбор дидактического материала и использование игровых приемов в обучении ребенка; рекомендации литературы по воспитанию и обучению ребенка.
Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист». Занятия, целью которых являлось повышение родительской компетенции в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также образовательных программ, используемых ДОУ.
Участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Индивидуальный психолого-педагогический подход к обучению и развитию.
Мы с вами живем в современном обществе и наблюдаем за изменениями законодательства в сфере образования, знаем, что внедрено в практику инклюзивное образование. Ребенок с ОВЗ, ребенок – инвалид, может получать образовательные услуги в так называемых массовых группах ДОУ, такой воспитанник может оказаться у нас в группе, в данном случае педагогам следует использовать индивидуальный подход.
Давайте рассмотрим на примере. Перед вами план индивидуального психолого-педагогического подхода к обучению и развитию ребенка с ОВЗ.
Индивидуальный психолого-педагогический подход к обучению и развитию
Стратегию сопровождения ребенка нам определяет ПМПК и реабилитационная программа (индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), рекомендуемая государственным учреждением медико-социальной экспертизы, выстраиваемая специалистами медицинского профиля.
Реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
ППк ДОУ на основании выше перечисленного разрабатывает и реализует индивидуальную адаптированную образовательную программу (ИАОП) с учетом его особых образовательных потребностей и психологических возможностей.
Важно учитывать наличие развивающей среды ДОУ и за ее пределами (больница, поликлиника, магазин и т. д.)
Компоненты ИАОП ( индивидуальной адаптированной образовательной программы):
- Целевой содержит информацию о ребенке и его семье
- Информационный содержит информацию об особенностях развития ребенка
- Содержательный программы коррекционно-развивающего образования всех участников процесса
- Технологический содержание деятельности (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка)
- Диагностический определение системы диагностического сопровождения
- Результативный формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения
Заключение
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка с ОВЗ необходимо их взаимодействие.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Главные три составляющие в работе с родителями:
- наладить контакт с родителями;
- сотрудничество;
-сделать родителей активными партнерами (участниками) коррекционно-развивающего процесса, что и обеспечит индивидуальный подход в развитии ребенка.
Таким образом, вся работа по сотрудничеству с родителями направлена на оказание поддержки семьям (законным представителям) в воспитании детей с ОВЗ, охране и укреплении их здоровья. В основе нашего взаимодействия с семьями лежит сотрудничество, что необходимо в интересах ребенка и в этом важно убедить и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.
Возможности индивидуального маршрута обучения для сткдентов с развличным уровнем обучения...
Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Материал рекомендован старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим специалистам детского сада.Описание материала:Создание Карты индивидуального развития р...
Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного...
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку....
"Реализация индивидуального подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации год 2017...
Использование отдельных компонентов РППС для реализации индивидуального подходя к ребёнку
Использование отдельных компонентов РППС для реализации индивидуального подходя к ребёнку...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...