Проблема эмоционального развития в современной педагогике
статья
В отечественной психологии история изучения эмоционального развития человека были такие периоды, когда был огромный интерес к ней, и также периоды полного забвения проблемы, в это время проходило полное игнорирование роли эмоциональных процессов, а также внутреннего мира человека.
В период 1914 г. психологом Н.Н. Ланге эмоции были названы «золушкой психологии» по причине того, что рассматриваемый аспект был лишен внимания всех исследователей. Он был лишен внимания по причине разнообразных трудностей в процессе изучения экспериментально. В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» писал следующее: «...вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребёнка в течение раннего детства выдвинуто на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил...» [25, с.131].
Примерно в то же время Л.С. Выготский писал: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И там и здесь человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы» [12].
В одной из работ А.В. Запорожца в 70-е годы, которая посвящена непосредственно изучению эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, чем-то схожи в сравнении эмоций с Золушкой, о котором писал Н.Н. Ланге, а также им отмечено весьма ограниченные результаты исследований в этой области. Необходимо отметить, что он подчеркивает, что для изучений в области психологии, а именно в сфере эмоций характерна потеря предмета изучения. А.В. Запорожец писал следующее: «психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не живого человека, а некие хитроумные логические машины». [22, с. 210]
В настоящий момент времени интерес к исследуемой проблеме вырос, по причине того, что происходят весьма значительные перемены в жизни общества, а также с такими переменами в науках о человеке, в которых активно возвращаются к проблемам, которые забыты, например таких как: о внутреннем мире, сознании, свободе, духовности, творчестве и т.д.
В настоящий момент у детей довольно часто встречаются нарушения в психоэмоциональном развитии, здесь подразумеваются проявления эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессии, тревожности, разнообразные трудности во взаимоотношении с окружающими. А также необходимо отметить, что весьма часто на фоне вышеперечисленных проблем возникают разнообразные вторичные отклонения. По этой причине человеку, который работает с детьми необходимо четко знать над какими процессами нужно работать, чтобы данная проблема была искоренена.
По выводам таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других, эмоциональная сфера – это в первую очередь выражения характера, темперамента, которая проявляется в определенных чувствах и эмоциях. Определяющих силу и динамизм проявления чувств, эмоциональная сфера представляет собой совокупность личностных качеств, на является своеобразным регулятором отношений личности к внешнему миру, по сути, выполняет защитную функцию, рассказывает окружающим о состоянии человека. Если рассматривать более общее понимание эмоциональная сфера, то она трактуется как сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих аффектов, настроений, состояний и чувств.
Эмоции являются особыми проявлениями, которые знакомы так или иначе абсолютно каждому человеку на бытовом уровне. Они также имеют влияние на деятельность личности, а следовательно, могут быть как стеническими, так и астеническими. Стенические эмоции имеют влияние на напряжение сил, а также энергию человека, имеют влияние на побуждение человека к различной деятельности, также стимулируют к высказываниям, а также различным поступкам. Если говорить об астенических эмоциях то, они в свою очередь обуславливают пассивность, и определенную скованность человека [26, с. 30].
В «Кратком психологическом словаре» дано следующее определение эмоций: «Эмоции человека – конкретные чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.» [5].
Важной проблеме, эмоции, большое внимание уделяли зарубежные психологи:
В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности» [3].
Л.С. Выготский говорит следующее: «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [4].
Согласно Д. Гелернтеру: «Эмоции – не добавочный инструмент для познания, не дополнительный способ думать, не форма мышления, а фундаментальная основа процесса мышления». Им же была построена теория в которой утверждалось, что эмоции обеспечивают нас необходимыми критериями, на основании которых нами применяются рациональные решения, если бы у людей отсутствовало здоровое эмоциональное развитие то, тогда мы бы не смогли существовать в обществе.
Под эмоциями понимается такая форма переживаний, которая отображает реальную действительность в сознании человека. Данная совокупность и формирует эмоциональную основу личности. Основой эмоциональной сферы являются непосредственно сами эмоции, чувства, а также потребности. У эмоций имеются такие функции, как: защитная, креативная и когнитивная, а значит благодаря этому переводится внешнее воздействие в познавательно личностный смысл. Здесь необходимо выделить сенсорную систему, благодаря ей обеспечивается взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Усложнение эмоциональных механизмов происходит вместе с этапом взросления ребенка, при этом выделяется несколько ступеней усложнения эмоционального развития [2].
Проведя анализ различных авторов, нами был сделан вывод, что «эмоции – это реакция человека, которая защищает от воздействия внутренней и внешней среды, а чувства – это непосредственное выражения переживания человеком на окружающую действительность» [4]. Таким образом, если эмоции представляют собой реакцию человека, которая защищает от воздействия среды, то эмоциональную сферу можно определить, как сочетание личностных волнений и переживаний касательно окружающей действительности и самого себя.
Так называемым «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка являются эмоции [6]. Если у ребенка достаточный багаж эмоциональных переживаний то, это сопровождает ребенка все глубже понимать окружающую среду, более отзывчиво понимать различные переживания окружающих его людей, а также их межличностные отношения. При этом у детей намного сильнее развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, по этой причине очень важно в этот период развития делать акцент на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регуляции эмоционального состояния детей [2].
Далее мы рассмотрим отельные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Эмоции выступают такими своеобразными психологическими процессами, которые формируются в первые месяцы жизни, основываются они на опыте, который приобретается в практическом взаимодействии, а также общении с близкими ему взрослыми людьми. Согласно Н.М. Аксариной: «формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем и со сверстниками, является залогом успешного становления личности ребенка». [2, с. 302]
Достаточно важной признается роль эмоциональной сферы для того, чтобы в дальнейшем у ребенка была здоровая и счастливая жизнь. Ребенок – прежде всего существо чувствующее, а только потом мыслящее. Эмоциональное воспитание в младшем возрасте является наиболее важной педагогической задачей, при этом оно является в какой-то степени, даже наиболее важным, чем умственное воспитание.
В связи с вышесказанным, эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. Осуществляя функцию положительного и отрицательного, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, то данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращения благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, потому что эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; пока опасность не устранена, должен подаваться сигнал тревоги. Зная значение как положительных, так и отрицательных эмоций, нельзя недооценивать последние. И поэтому у детей следует развивать эмоции и положительного, и отрицательного характера. При этом необходимо помнить, что при данной работе важно уметь осуществлять переход от отрицательных эмоций к положительным, ведь для организма ценно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного ребенка интенсивности [6].
Высокий уровень эмоциональности выступает отличительной особенностью поведения младших дошкольников. Именно эмоции в большей степени обуславливают отношение ребенка в окружающему миру.
Исследования психологов по данной теме показали, что дети младшего дошкольного возраста способы верно понимать эмоциональное состояние человека [14, с. 540].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема эмоционального развития в современной педагогике
В отечественной психологии история изучения эмоционального развития человека были такие периоды, когда был огромный интерес к ней, и также периоды полного забвения проблемы, в это время проходило полное игнорирование роли эмоциональных процессов, а также внутреннего мира человека.
В период 1914 г. психологом Н.Н. Ланге эмоции были названы «золушкой психологии» по причине того, что рассматриваемый аспект был лишен внимания всех исследователей. Он был лишен внимания по причине разнообразных трудностей в процессе изучения экспериментально. В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» писал следующее: «...вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребёнка в течение раннего детства выдвинуто на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил...» [25, с.131].
Примерно в то же время Л.С. Выготский писал: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И там и здесь человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы» [12].
В одной из работ А.В. Запорожца в 70-е годы, которая посвящена непосредственно изучению эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, чем-то схожи в сравнении эмоций с Золушкой, о котором писал Н.Н. Ланге, а также им отмечено весьма ограниченные результаты исследований в этой области. Необходимо отметить, что он подчеркивает, что для изучений в области психологии, а именно в сфере эмоций характерна потеря предмета изучения. А.В. Запорожец писал следующее: «психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не живого человека, а некие хитроумные логические машины». [22, с. 210]
В настоящий момент времени интерес к исследуемой проблеме вырос, по причине того, что происходят весьма значительные перемены в жизни общества, а также с такими переменами в науках о человеке, в которых активно возвращаются к проблемам, которые забыты, например таких как: о внутреннем мире, сознании, свободе, духовности, творчестве и т.д.
В настоящий момент у детей довольно часто встречаются нарушения в психоэмоциональном развитии, здесь подразумеваются проявления эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессии, тревожности, разнообразные трудности во взаимоотношении с окружающими. А также необходимо отметить, что весьма часто на фоне вышеперечисленных проблем возникают разнообразные вторичные отклонения. По этой причине человеку, который работает с детьми необходимо четко знать над какими процессами нужно работать, чтобы данная проблема была искоренена.
По выводам таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других, эмоциональная сфера – это в первую очередь выражения характера, темперамента, которая проявляется в определенных чувствах и эмоциях. Определяющих силу и динамизм проявления чувств, эмоциональная сфера представляет собой совокупность личностных качеств, на является своеобразным регулятором отношений личности к внешнему миру, по сути, выполняет защитную функцию, рассказывает окружающим о состоянии человека. Если рассматривать более общее понимание эмоциональная сфера, то она трактуется как сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих аффектов, настроений, состояний и чувств.
Эмоции являются особыми проявлениями, которые знакомы так или иначе абсолютно каждому человеку на бытовом уровне. Они также имеют влияние на деятельность личности, а следовательно, могут быть как стеническими, так и астеническими. Стенические эмоции имеют влияние на напряжение сил, а также энергию человека, имеют влияние на побуждение человека к различной деятельности, также стимулируют к высказываниям, а также различным поступкам. Если говорить об астенических эмоциях то, они в свою очередь обуславливают пассивность, и определенную скованность человека [26, с. 30].
В «Кратком психологическом словаре» дано следующее определение эмоций: «Эмоции человека – конкретные чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.» [5].
Важной проблеме, эмоции, большое внимание уделяли зарубежные психологи:
В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности» [3].
Л.С. Выготский говорит следующее: «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [4].
Согласно Д. Гелернтеру: «Эмоции – не добавочный инструмент для познания, не дополнительный способ думать, не форма мышления, а фундаментальная основа процесса мышления». Им же была построена теория в которой утверждалось, что эмоции обеспечивают нас необходимыми критериями, на основании которых нами применяются рациональные решения, если бы у людей отсутствовало здоровое эмоциональное развитие то, тогда мы бы не смогли существовать в обществе.
Под эмоциями понимается такая форма переживаний, которая отображает реальную действительность в сознании человека. Данная совокупность и формирует эмоциональную основу личности. Основой эмоциональной сферы являются непосредственно сами эмоции, чувства, а также потребности. У эмоций имеются такие функции, как: защитная, креативная и когнитивная, а значит благодаря этому переводится внешнее воздействие в познавательно личностный смысл. Здесь необходимо выделить сенсорную систему, благодаря ей обеспечивается взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Усложнение эмоциональных механизмов происходит вместе с этапом взросления ребенка, при этом выделяется несколько ступеней усложнения эмоционального развития [2].
Проведя анализ различных авторов, нами был сделан вывод, что «эмоции – это реакция человека, которая защищает от воздействия внутренней и внешней среды, а чувства – это непосредственное выражения переживания человеком на окружающую действительность» [4]. Таким образом, если эмоции представляют собой реакцию человека, которая защищает от воздействия среды, то эмоциональную сферу можно определить, как сочетание личностных волнений и переживаний касательно окружающей действительности и самого себя.
Так называемым «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка являются эмоции [6]. Если у ребенка достаточный багаж эмоциональных переживаний то, это сопровождает ребенка все глубже понимать окружающую среду, более отзывчиво понимать различные переживания окружающих его людей, а также их межличностные отношения. При этом у детей намного сильнее развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, по этой причине очень важно в этот период развития делать акцент на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регуляции эмоционального состояния детей [2].
Далее мы рассмотрим отельные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Эмоции выступают такими своеобразными психологическими процессами, которые формируются в первые месяцы жизни, основываются они на опыте, который приобретается в практическом взаимодействии, а также общении с близкими ему взрослыми людьми. Согласно Н.М. Аксариной: «формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем и со сверстниками, является залогом успешного становления личности ребенка». [2, с. 302]
Достаточно важной признается роль эмоциональной сферы для того, чтобы в дальнейшем у ребенка была здоровая и счастливая жизнь. Ребенок – прежде всего существо чувствующее, а только потом мыслящее. Эмоциональное воспитание в младшем возрасте является наиболее важной педагогической задачей, при этом оно является в какой-то степени, даже наиболее важным, чем умственное воспитание.
В связи с вышесказанным, эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. Осуществляя функцию положительного и отрицательного, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, то данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращения благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, потому что эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; пока опасность не устранена, должен подаваться сигнал тревоги. Зная значение как положительных, так и отрицательных эмоций, нельзя недооценивать последние. И поэтому у детей следует развивать эмоции и положительного, и отрицательного характера. При этом необходимо помнить, что при данной работе важно уметь осуществлять переход от отрицательных эмоций к положительным, ведь для организма ценно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного ребенка интенсивности [6].
Высокий уровень эмоциональности выступает отличительной особенностью поведения младших дошкольников. Именно эмоции в большей степени обуславливают отношение ребенка в окружающему миру.
Исследования психологов по данной теме показали, что дети младшего дошкольного возраста способы верно понимать эмоциональное состояние человека [14, с. 540].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...
Доклад Проблема эмоционального развития ребёнка
О проблемах эмоционального развития дошкольников....
Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...
Дипломная работа на тему "Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста"
Дипломная работа...
Проблема эмоционального развития в психологии
Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром...
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....
Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
Коррекционно-педагогическая деятельность. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении....