"Юные метеорологи"
проект (подготовительная группа)
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_meteorologi_-_vystuplenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников"
Выступление на методическом объединении
Тема: «Юные метеорологи»
Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна
г. Озёрск
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я хочу представить вам проект подготовительной группы по познавательно – исследовательской деятельности «Юные метеорологи».
Актуальность:
Нам, взрослым, порой бывает так интересно наблюдать за изменениями в природе и в погоде, любоваться небом на закате и как оно меняется перед дождем. Смотреть, как первые капли дождя падают на землю. А теперь давайте представим, как радуются этому дети. Ведь они по своей натуре очень любопытные, они тянутся ко всему новому и неизведанному. Поэтому эти наблюдения доставляют дошкольникам целую радугу неописуемых, ярких впечатлений и всевозможных эмоций. Ребёнку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать и постучать. Ребёнок задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и т.п. Ребенок старшего дошкольного возраста знает времена года их очередность, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.
В рамках современных требований я стараюсь находить новые формы организации детей для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу воспитанников подготовительной группы был разработан проект «Юные метеорологи».
Целью проекта является:
Формирование представления о науке – метеорология через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Развивать познавательную активность и любознательность, умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
- Развивать умение работать в группе в процессе совместной игры;
- Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение).
- Познакомить детей с приборами помощниками: компасом, термометром, снегомером, осадкомером, барометром, анемометром, солнечными часами, ветряным рукавом, флюгером.
- Формировать представления детей о профессии метеоролога, её значении для окружающих и её особенностях.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе.
- Воспитывать интерес к совместной деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием;
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Основные формы реализации проекта:
через НОД, наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность, чтение художественной литературы, игры, различные формы работы с родителями (консультации, беседы, родительское собрание – викторина).
Ожидаемые результаты:
- получить элементарные представления о погоде и значении её в жизни человека, о профессии метеоролога;
- приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о количестве выпавших осадков;
- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Для детей проект это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для родителей - это новые интересные формы взаимодействия с детьми, а для педагогов - это интересные формы работы с семьёй.
Этапы проекта:
1. На подготовительном этапе мы подготовили литературу и игры.
2. На следующем этапе мы приступили к исследовательской деятельности. Проводили беседы, НОД по темам: «Что такое погода», «Метеорологические приборы», разучивали пословицы и поговорки о погоде. В начале каждого месяца знакомились с народным календарем по временам года: названием месяца, народными приметами.
Учили с помощью знаков, символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды.
Знакомились с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, снегомером и другими.
Развивали у детей такие навыки как: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить, делать выводы и умозаключения.
Так же я определила последовательность наблюдения:
Сначала мы с ребятами наблюдаем за небом и облачностью, определяем какая погода (солнечная, пасмурная, есть облака или нет). Сверяем наше наблюдение с природным барометром (еловой веточкой, если веточка смотрит наверх, значит погода солнечная, если по - середине - облачная, если вниз - пасмурная).
Затем с помощью анемометров (которые мы сделали вместе с детьми) даем оценку скорости ветра.
Определяем направление ветра с помощью султанчиков и ветрячков.
При сильном ветре наблюдали за флюгером.
При помощи термометра определяли температуру воздуха на улице и в группе.
Использовали компас для определения сторон света, куда дует ветер.
Для того чтобы измерить количество выпавших осадков мы использовали осадкомер, снегомер.
По солнечным часам мы определяли примерное время.
С детьми мы вывели алгоритм наблюдений, который виден на слайде.
Анализируя результаты, я пришла к выводу, что познавательно – исследовательская деятельность детей повышает уровень их познавательного развития: они стали более наблюдательны, любознательны, стали больше задавать вопросов, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
А также была подготовлена информация для родителей:
- – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
На протяжении всего проекта велась рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагали родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.
3.Заключительный:
На заключительном этапе были систематизированы и обобщены знания детей о погоде и её явлениях. Мы подвели итог всей проделанной работе и сделали вывод, что погода имеет важное значение в жизни человека, а также растительного и животного мира.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Итогом нашего проекта было проведение родительского собрания совместно с детьми по теме: «Метеорология в современном мире» (мы показали родителям как развивается познавательная деятельность детей, дети с помощью родителей излагали свои мысли и делали выводы).
Родители остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Результативность реализации проекта:
В ходе проектной деятельности, наблюдая, экспериментируя дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных учёных, труд которых очень важен для других людей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному (проводя исследования, ставя эксперименты), чем получать чьи-то знания в готовом виде.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Сухомлинский Василий Александрович.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....
Экологический проект "Юный метеоролог"
Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...
Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...
Познавательно – исследовательский проект «Юные метеорологи»
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...
Проект " Юный метеоролог" по экологическому воспитанию дошкольников
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, ан...