Картотека дидактических игр
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр
во второй младшей группе.
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группе
«Геометрические рыбки»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Аквариумы с геметрическими фигурами
Дети
стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические
формы, на втором - аквариумы с перепутанными фигурами рыбок. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем
играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет рыбку
такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит,
педагог показывает круг и предлагает найти рыбку такой же формы. Найденная
рыбка высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра
продолжается, пока все рыбки не подойдут подобраны к образцам.
«Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого
дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и
тоненькая кукла.
Перед началом игры В. заранее
раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные
ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю.
Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого
им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:
одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с
помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и
кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.Педагог предлагает снять пояски и поменять их
игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок
слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на
столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая
ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины -
длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и
короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем
накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
«Собери по образцу»
Цель: учить детей собирать картину по образцу
Материал. Картинка обрацец, шаблон для работы для каждого ребенка(снеговик), раздаточный материал
Педагог показывает детям фигуры, обводит
каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
нарисованы фигуры снеговиков, обратите внимание что нужно разложить пуговица по цвету каждому снеговику.
«Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины,
фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата,
вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый
маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие
квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние.
Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую
башню на своих фланелеграфах» - говорит В.
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму
изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому
образцу.
Материал. 5 карточек с изображением
геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный
мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,
кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной
(конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог
рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем
по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с
изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать
форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами:
овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные
картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный:
по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог
показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая
фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится
обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у
треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить
их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое -
узкое».
Занятие проводится аналогичным образом,
но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие
ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать
следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая
и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и
мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя
машинами.
«Кому какая форма»
Вариант1. Цель: учить детей группировать
геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный:
по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого
ребенка.
Педагог демонстрирует круг и овал,
просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг
от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один
поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети
выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру
пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы
сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка
- заберет круги домой».
Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Содержание аналогично варианту 1.
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать
геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме
и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней
слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,
зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с
разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для
новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и
говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она
решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по
две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему
выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем
В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть
следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в
соответствии с заданной закономерностью.
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях
суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать,
посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в
разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи
куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть
суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день)
и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает
ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию
(утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят,
когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и
спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает
картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/23/igr9.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/05/picture-98618.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774951-1459272091.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990462-1514451332.jpg)
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-758655-1547408946.jpg)
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204427-1578556837.jpg)
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/16/picture-649332-1437064284.jpg)
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....