"Инновационные технологии в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
статья
Опыт работы по инновационным технологиям в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.
Применение инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает формировать у педагогов, родителей ценностные ориентации, которые в свою очередь направлены на формирование духовно-нравственного воспитания детей. Полученные ребенком знания, фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников в нашем детском саду используюся следующие инновационные технологии:
1. Проектная деятельность
Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении.
Примерная тематика проектов: «Веник-оберег», «Елочка-красавица», «Матрешка», «Валенки». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
2.Лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования лэпбука состоит в том, что он информативен и полифункционален. Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя Россия», «Мордовия – знаем, любим, гордимся!», «Кем быть?», «9 МАЯ».
3. Технологии критического мышления
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка.
В своей работе с детьми использую инновационные технологии критического мышления такие как «Синквейн» и «Кластер».
Синквейн
Одним из эффективных методов духовно- нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн носит характер комплексного воздействия: дает возможность оценивать уровень усвоения пройденного материала каждым ребёнком, закреплять изучаемую тему, развивать связную речь, способствует развитию психических процессов, ребенку приходится из большого потока информационного материала выбирать самые существенные черты, детали, признаки предмета, самостоятельно делать и формулировать выводы.
«Кластер»
«Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.
В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно- нравственного развития детей: «Семья»; «Родина», «Новый год» и т.п.
Ценность использования «кластера» заключается в систематизации, имеющиеся у детей знаний по той или иной проблеме.
4.Скрайбинг
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Педагог рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все - таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.
Наряду с классическими видами стали выделять онлайн - скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн - скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.
Отличительная особенность создания скрайбинга в работе с детьми в духовно-нравственном воспитании детей в сравнении с другими способами, донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.
Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и инновационных технологий.
Пусть дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...