Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся на тему «Волшебные превращения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия, который может быть использован в работе педагогов в детском сауду. Направлен на сохранение психологического здоровья детей, на психопрофилактику эмоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-zanyatiya_mamasuevoy_yu.n.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся
на тему «Волшебные превращения»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий педагога-психологавработе с детьми(научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, напряжения, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности).
Задачи:
- способствовать развитию саморегуляции
- помочь осознать собственное эмоциональное состояние, которое вызывает определенный запах;
- развивать воображение;
- развивать внимание;
- расширить знания об органах чувств;
- формировать умение создавать тактильные образы;
- развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях;
- помогать в снижении телесного напряжения и получении позитивного двигательного опыта;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением представителей каких – нибудь профессий; альбомы, цветные карандаши; тактильные дощечки, кусочек ваты, камень, воск, веревка, раковина, деревянная палочка, металлический шарик, перышко; световые песочницы, разноцветные камни; су – джоки; смайлики; сладости.
Музыкальный ряд: музыка для релаксации; музыка из киносказки «Мария, Мирабелла», из художественного фильма «Сказка о звездном мальчике» А. Рыбникова, музыка Поль Мориа «Музыка души»).
Ход занятия:
Психолог: (дети стоят полукругом на ковре): Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Называется оно «Знакомые незнакомцы». Мы будем с вами разговаривать, играть, представлять обычные, знакомые предметы и явления, но в которых будет что - то необычное, незнакомое. Будьте очень внимательны! И попробуйте в знакомом увидеть что – то незнакомое. Что бы вам было проще, я вам дам подсказку. Ответьте мне на вопрос: «Как, вы обычно здороваетесь? (Ответы детей: говорим «привет», «здравствуйте», «за руку»). Хорошо, молодцы, но это всем знакомо! А вы знаете, что эскимосы на далеком Севере здороваются носами? Они прикасаются друг к другу носами, тем самым приветствуя друг друга. Вот и сегодня мы с вами обычное приветствие сделаем необычным. И вы в течение всего занятия будьте внимательны и старайтесь в любом упражнении и задании, игре увидеть незнакомое в знакомом и запомнить! Мы будем обсуждать с вами кто в «знакомом» увидел «незнакомца». Иногда я вам буду давать подсказки, вы только должны постараться их услышать!
1.Упражнение «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу педагога хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
- Один хлопок – здороваемся за руки
- Два – плечиками
- Три – спинками
2. «Конкурс хвастунов».
(Дети садятся по кругу в случайном порядке).
Психолог: Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастался. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.
Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас! Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств». (В данной игре не важна объективность оценки – реальные это достижения или надуманные.Не важен и масштаб достоинств – это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.)
3. Упражнение «Закончи фразу»
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о запахах. Они могут быть совершенно разные! Как вы думаете, ребята, могут ли запахи говорить? (дети отвечают)
Да, запахи многое могут рассказать нам. Например.
(Педагог говорит начало фразы, дети заканчивают ее)
- Вот запах дыма и гари, значит, где – то рядом…
- Запахло свежестью, значит только что прошел…
- Пахнет ванилью, значит, кто – то…
- Пахнет краской, значит, кто – то делает…
4. Игра «Кто кем работает?»
Психолог: Я дам каждому по картинке, на которой изображен человек определенной профессии. Вы должны описать характерные для него запахи, чтобы остальные ребята могли угадать, что нарисовано на картинке.
Психолог: Дети, что здесь может быть «незнакомое в знакомом»? (Ответы детей – профессии, это знакомо, но незнакомо то, что часто можно угадать профессию по запаху, и т.д.)
5. Игра – упражнение « Как пахнут чувства?»
Психолог: Ребята, а как вы думаете, могут ли пахнуть чувства? Какие вы знаете чувства? (грусть, радость, раздражение, любовь и т.д.). Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы должны угадать какое чувство они выражают и изобразить его.(Показ картинок). Молодцы!
А теперь скажите мне, чувство «радости» (показ картинки «Радость», чем может пахнуть, как вы думаете (например, розой, сладким сиропом и т.д); «Грусть» - прокисшим молоком и т.д.) ?
Психолог: Что здесь было незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы чувства разные (радость, грусть, счастье и др.), но незнакомо то, что могут чувства ассоциироваться (напоминать) запахи и т.д).
6. Упражнение «Порхание бабочки» (играет спокойная музыка)
Психолог: (дети сидят «по-турецки», звучит музыка А. Рыбникова). Закройте глаза, выпрямите спинки и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Её крыльев легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветочек и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Дети поочередно рассказывают о своих чувствах – радость, спокойствие, добро).
7. Упражнение «Мое настроение».
Психолог: Это очень теплые и хорошие чувства. Подойдите, пожалуйста, к световым песочницам – изобразите на песке свои чувства (свое настроение), когда вы были «бабочкой» и украсьте красивыми разноцветными камнями «свое настроение». (Звучит музыка Поль Мориа). Здорово и необычно у всех получилось. Красота!
Динамическая пауза: Дети хаотично порхают как бабочки, потом садятся в круг.
Психолог: ( Дети сидят в кругу). Ладошки – наши верные помощники. Стоит провести рукой по какой-либо поверхности, и мы можем многое узнать, определить предмет даже с закрытыми глазами, почувствовать настроение другого человека. А чтобы это получалось еще лучше, нам помогут «волшебные дощечки». Потрогайте их одну за другой.
Психолог раздает детям тактильные дощечки.
- Вот самая мягкая, как шерстка зайчика.
- Вот гладкая, как поверхность реки, замерзшая зимой.
- Следующая шероховатая, как будто дорога.
- Вот здесь чувствуется что-то извилистое, может быть змейка, ползет по тропинке?
8. Игра «Найди пару»
Психолог: «волшебные дощечки» способны изменить настроение, помочь в различных ситуациях. Давайте попробуем это сделать.
Педагог говорит, какую дощечку надо потрогать. Дети по очереди с завязанными глазами находят нужную дощечку.
- Если у кого – то грустное настроение, надо его «поднять» - потрогать что – нибудь приятное, мягкое.
- Если кто – то слишком развеселился и не может успокоиться, ему можно предложить ровную дощечку.
- Когда вы соберетесь сделать что – то важное, вам нужно стать сильным и храбрым – выберите дощечку с шероховатой, твердой поверхностью.
- Если кто – то сердится, ему нужно погладить что – нибудь гладкое, немного, немного скользкое.
- Вы прекрасно чувствуете каждую дощечку, молодцы!
Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы разные поверхности, но незнакомо то, что они могут влиять на чувства, настроение).
9. Сочинение сказки «Перышко желаний».
Психолог: Теперь наши ладошки отправятся в сказку. А называется она «Перышко желаний». Что произошло с ладошками в путешествии, мы узнаем с помощью вот этих волшебных предметов.
- Кусочек ваты (мех) превратится в облачко (пушистое, мягкое, теплое).
- Камень – в гору, скалу или груду камней (острых, грубых, шероховатых).
- Воск – в существо (липкое, вязкое, эластичное)
- Веревка – в змейку (плотную, шероховатую).
- Раковина – в пещеру, дом (гладкий, с острыми краями).
Отправились наши ладошки в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любые желания. Думали – думали, как туда попасть. Вдруг видят облачко…Пушистое, мягкое, теплое.(Дети передают друг другу кусочек ваты).
Сели ладошки на него, и так приятно было им на нем лететь, что не заметили они, как оказались…..
(Далее педагог передает другой предмет, ощупываякоторый дети придумывают дальнейшее развитие сюжета, и т.д.)
Наша сказка подошла к концу. Понравилась вам сказка?
Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомое – сочинять сказку, незнакомое – можно использовать многообразное количество предметов для сочинения сказки, даже самые необычные).
10. Упражнение «Пожелание»
Психолог: Теперь с помощью «Перышка желания» загадайте самое доброе и хорошее желание для себя или своего друга. (Дети передают перышко по кругу и говорят свои желания).
11. Упражнение «Су – джок»
Психолог: «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).
«Мы колечки надеваем».
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
(Массажировать и закреплять название пальцев)
12.Рисунок «Фотография».
Психолог: А сейчас возьмите альбомы и цветные карандаши. Закройте глаза и представьте, что вы в данную минуту на празднике. «Сфотографируйте» себя. Откройте глаза и попробуйте нарисовать эту фотографию. Мы отошлем все «снимки» вашим друзьям.
(Звучит музыка Поль Мориа. Дети рисуют. Педагог, подходя к каждому, интересуется содержанием работы).
Психолог: В этом упражнении вы увидели что – то необычное? (Ответы детей: необычное то, что можно себя «сфотографировать» и сразу нарисовать «фотографию».
Психолог: Молодцы, ребята! Вы все постарались. Перед вами смайлики настроения – «радость», «спокойствие», «грусть»- возьмите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, и приклейте на свой рисунок в верхнем правом углу.
13. Упражнение «Апельсин»
Психолог: У меня для вас есть сюрприз! И вы и ваши ладошки сегодня славно потрудились. (Психолог капает капельку апельсинового масла в ладошку).
Психолог: Потрите ладошку о ладошку…, вдохните! Какой аромат вы чувствуете….апельсин, молодцы! Какой праздник вам напоминает этот приятный запах? (Новый год). Да, замечательный праздник Новый год, который уже спешит к нам. Какие чувства у вас вызывает этот апельсиново - мандариновый запах? (Дети отвечают: радость, счастье и т.д.).
Психолог:
А знаете, чем пахнут дети?
Миндальным молоком,
Росою на рассвете…
Руками в карамельках,
Молочным шоколадом.
Ромашками в саду.
Душистым виноградом…
Вдыхая запах детства,
Единственный на свете,
Сказать могу я точно,
Что Счастьем пахнут дети!!!
Психолог: А что здесь знакомое в незнакомом: в упражнении «Апельсин и в этом стихотворении? (Ответы детей: знаком запах апельсина, запах Нового года, незнакомо, то, что «детство» пахнет, пахнут вкусно «дети» и т.д.)
14. Упражнение «Кто самый внимательный»
Психолог: Ребята, а может быть кто – то еще увидел в «знакомом» «незнакомца»? Кто же самый внимательный? А может быть все внимательные? Вспомните, пожалуйста, и расскажите нам? (Ответы детей. Так же, психолог подсказывает, что музыка, которая сопровождала нас все занятие - это обычно знакомо нам, но незнакомо, то, что хорошая, добрая, спокойная или радостная (которая и была на нашем занятии), эта музыка благотворно влияет на наше здоровье, на наше отличное настроение и она помогает нам в жизни, когда бывает грустно).
Психолог: У вас сейчас ребята, замечательный период вашей жизни – это ваше Детство! А Детство, это радость и счастье, которое здОрово пахнет радостью, мандаринами, шоколадом, виноградом и карамельками, чудесами, цветами и душистыми травами! Сейчас вы можете подойти и не только почувствовать запах детства, но и попробовать на вкус! (Звучит музыка из «Мария, Мирабелла», дети угощаются фруктами и сладостями).
*перед занятием педагог-психолог обязательно берет согласия с родителей на разрешение использовать при работе с ребенком ароматического масла «Апельсин»; разрешение на угощение сладостями и фруктами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с элементами йоги для детей подготовительной группы с участием родителей «Волшебные превращения»
«Волшебные превращения» (занятие проводится под тихую музыку «звуки природы») Цель: Способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности; ф...
конспект занятия с элементами тренинга для детей второй младшей группы "Давайте познакомимся!"
Данное занятие педназначено для создания доброжелательной атмосферы в группе, проводится в начале года, когда дети ещё не успели поближе познакомиться друг с другом....
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"Задачи:1.Познакомить с круговоротом воды в природе; пр...
Конспект занятия с элементами тренинга "Жить дружно- это здорово!" для детей 6-7 лет
Занятие проводится педагогом-психологом в рамках цикла занятий по подготовке к школьному обучению, и развитию коммуникативных навыков. На занятии решаются множество задач: расширение представлений...
Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.
Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...
Тренинг для педагогов «Сохранение психологического здоровья»
Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!&r...
Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе для детей с ОНР тема «Волшебные превращения листочков»
данный материал будет полезен воспитателям старших групп...