Формирование и развитие у детей мотивации к соблюдению норм здорового образа жизни (из опыта работы воспитателя старшей группы).
статья
Статья : Формирование и развитие у детей мотивации к соблюдению норм здорового образа жизни (из опыта работы воспитателя старшей группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_u_detey_motivatsii_k_soblyudeniyu_norm_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарова Татьяна Владимировна,
Воспитатель.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга.
Формирование и развитие у детей мотивации к соблюдению норм здорового образа жизни (из опыта работы воспитателя старшей группы).
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно
войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.»
Гиппократ
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку.
Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести здоровый образ жизни, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Реализуется работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через образовательную деятельность, режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную и совместную деятельность.
Цель моей работы – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
1.Проанализировать состояние здоровья детей.
2.Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.
3.Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
4.Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.
На основании вышесказанного я разработала и включила в образовательный процесс систему работы с детьми. В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.
Обучала детей использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).
В группе я создала условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья был накоплен материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей считаю утреннюю гимнастику, которую провожу ежедневно. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями. Музыкальное сопровождение способствует развитию у детей чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение совмещать свои движения с музыкой. Комплексы подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин.
В конце зарядки провожу дыхательную гимнастику для восстановления дыхания, массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук. Все эти виды массажа укрепляют здоровье ребенка, поднимают настроение на весь день.
Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья». Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).
Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому я старалась соблюдать режимные моменты, следила за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировала нагрузку, избегала однообразия и монотонности детской деятельности.
Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду , выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Огромную роль в воспитании по здорового образа жизни играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать - не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. думаю, задачи , предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая. Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Из опыта работы
Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с ра...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Педагогическая статья...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...
СЕМИНАР ПРОЕКТ "Использование метода проектов в формировании у детей раннего возраста представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)"
Дошкольный возраст, начиная с раннего, является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы формируется личность человека, закла...
Центр физического развития в группе как средство формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (из опыта работы)
Содержание работы направленно на формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культ...
Интегрированный подход в работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни (из опыта работы)
В сообщении говорится о совместной работе ДОУ с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни из опыта работы....