Рабочая программа воспитателя средней группы на 2021 – 2022 учебный год.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы , разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МБДОУ д/с. «Теремок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sr.gr_.docx | 57.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующая МБДОУ Детский сад «Теремок» _________А.Г.Фомина Приказ от «__ » _____2021г. №__ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Теремок»
Рассмотрено:
Советом педагогов Протокол От «__»_________2021г.
№___
Рабочая программа воспитателя
средней группы «Белочка»
на 2021 – 2022 учебный год.
Воспитатель первой квалификационной категории: Якушенкова Н.В.
с.Бичура
Сентябрь 2021г.
Содержание
- Целевой раздел……………………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………...………………………. ………………….3
- Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы ..........................4
- Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы) ……...……....7
- Содержательный раздел………………………………………………………………....9
2.1.Описание особенностей образовательной деятельности с детьми средней группе ...9
2.2. Способы поддержки детской инициативы в средней группе…………… …………..13
2.3.Специфика национальных социокультурных условий……….……………………….15
2.4.Особенности сотрудничества с семьей воспитанников……………………………….16
3. Организационный раздел…………………………………………. …………...……....19
3.1.Режим пребывания детей средней группы в ДОУ.………………..……………...……19
3.2.Модель образовательного процесса……………………………….................................20
3.3 Лист здоровья воспитанников …………………………. ……………………………....20
3.4. Социальный паспорт группы……………………………………………………………20
3.5. Профилактическо-оздоровительный план……………………………………………..20
3.6 Традиции группы, культурно-досуговая деятельность………………………………..21
3.7. Материально-техническое сопровождение образовательного процесса……….......21
3.8. Организация предметно пространственной среды……………………………………22
3.9. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям………………………………………………………………….23
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МБДОУ д.с.«Теремок». Рабочая программа по развитию детей средней группы детского сада обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательному, речевому , художественно-эстетическому и физическому. Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
- Устав МБДОУ д.с.«Теремок».
- Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».
Целью рабочей программы - является создание благоприятных условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи:
- Практическая реализация компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования при изучении конкретного предмета;
- определение содержания, объема, порядка изучения образовательной области, направления деятельности с детьми с учетом целей, задач и особенностей воспитательного-образовательного процесса образовательного учреждения и контингента воспитанников.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы рабочей программы (смотреть пункт 1.4 ФГОС ДО).
- Полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение, амплификация детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка ,при котором сам ребенок становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество детского сада и семьи.
- Приобщение детей к сооциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные научные подходы:
- культурно – исторический подход.
- личностный подход.
- деятельностный подход.
1.2.Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы.
Средняя группа «Белочка» возраст от 4-5 лет. Группу посещают 22 ребёнка. Из них 11 девочек и 11 мальчиков.
Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребѐнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют еѐ по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причѐска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребѐнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребѐнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всѐ более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребѐнок пошѐл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). 5 Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребѐнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребѐнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения
1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы детей средней группы).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования для детей средней группы.
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Имеет представления: - о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; — об обществе (ближайшем
социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве: знает название страны и села, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).
Оценка планируемых результатов.
При организации программы проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка проводится в рамках педагогической диагностики , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащие в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач - Индивидуализация образования;
- оптимизация работы с группой детей.
2. Содержательный раздел.
2.1 Описание особенностей образовательной деятельности с детьми средней группы .
Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально- коммуникативное развитие
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
Развивающие:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Образовательные:
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
Воспитательные:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской
- принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Познавательное развитие
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи:
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Образовательные:
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитательные:
- Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Речевое развитие
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи:
Развивающие:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм
Образовательные:
- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Художественно- эстетическое развитие
Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса
- Развитие детского музыкально-художественного творчества
Образовательные:
- Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
- Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
- Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
Воспитательные:
- Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Физическое развитие
Цель: гармоничное физическое развитие; формирование у воспитанников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни
Задачи:
Развивающие:
- Совершенствование умений и навыков в основных видах движений
- Формирование правильной осанки
- Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности
Оздоровительная:
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Воспитательные:
- Воспитание красоты, грациозности, выразительности движений
- Воспитание любви к спорту
2.2 Способы поддержки детской инициативы .
В образовательном процессе ребенок и взрослые вступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют способы их реализации, а ребенок творит себя и свой мир. Для развития инициативности нужно: давать задания интересные ,где у ребенка есть личный интерес что-то делать, поддерживать инициативу ребенка.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы, является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Поддерживая детскую инициативу познавая и понимая, как развивается, мыслит и чувствует дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, с этой целью в группе реализуются долгосрочные проекты:
-Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина моя»
-Проект по театральной деятельности «Театр и дети»
-Проект по познавательно-исследовательской деятельности. «Путешествие в мир тайн и открытий", и краткосрочные проекты по темам комплексно-тематического планирования.
С целью поддержки детской инициативы в детском саду организованно дополнительное образованию и студии.
Дополнительное образование.
№ | Название студий и кружков | Руководитель | Модифицированная программа | Цель программы по дополнительному образованию |
1 | Театральная студия «Сказка» | Агафонова А. А. | «Реченька» | Развитие творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности |
2 | Кружок по здоровьесбережению детей | Якушенкова Н. В. | «Школа здоровья» | Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни. |
2.3 Специфика национальных социокультурных условий.
Региональное особенности Бичурского района, связанные с климатическими и экологическими особенностями. Учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания детей, реализуются в основных направлениях развития ребенка с целью приобщения детей к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательного развития ( природа родного края его истории традиции и прочее), художественно-эстетического развития, речевого развития , физического, социально- коммуникативного развития ( игры с песком , водой, и природным материалом родного края социо-игровое воздействия детей и взрослых). С учетом многонациональности Республики Бурятия и Бичурского района уделяется внимание этно-культурному компоненту через диалог различных культур ( русской, бурятской и др.). в группе проводится работа с детьми по реализации УМК «Семейский сундучок», программы «Бурятский сундучок», программы «Казачонок» - по приобщению детей к истории и культуре семейских, бурят, казаков Забайкалья, Бурятии, Бичуры. Целью данного направления является формирование у детей системы нравственных ценностей, определяющих их положительные поступки и действия в будущем. Воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем. Ознакомление детей с этнической самобытностью народов проживающих на нашей территории с их обычаями и традициями.
2.4 . Особенности сотрудничества с семьей воспитанников.
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
Федеральный государственный образовательный стандарт в требованиях к условиям реализации ООП ДО предусматривает взаимодействие с родителями (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
-Потребностно- стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
-формирование психолого- педагогических знаний родителей;
-приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов, в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, в работе родительского комитетаознакомление родителей с приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
- Создание родительских клубов по интересам.
Социальный паспорт семьи
2 | Количество полных семей | 20 |
Количество не полных семей | 2 | |
Количество многодетных семей | 5 | |
Количество детей сирот | ||
Количество детей находящихся под опекой |
Уровень образования родителей.
3 | Уровень образования Имеют высшее образование Среднее профессиональное образование | 45 % 55 % |
Взаимодействие ДОУ и семьи. | Формы участия | Периодичность |
Мониторинговые Исследования образовательной среды | -Анкетирование -Электронные ресурсы - Социологический опрос - «Родительская почта», саит | Регулярно в течение года |
В создании условий РППС | -Участие в создании РППС на территории ДОУ - Участие в субботниках по благоустройству территории; -Участие в создании и совершенствовании РППС - участие в ТОС ДОУ «Родничок» | Постоянно в течение года. |
Организационно- методическая работа | - участие в работе родительской общественности, -Совете педагогов, управляющем совете. -в комиссиях НОК и др. | В соответствии с планом работы ДОУ |
Информационно- коммуникативная деятельность | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, -презентации -брошюры, буклеты - сайт ДОУ -электронные ресурсы (viber, whatsApp) | Постоянно в течение года |
Родительские объединения, семейные клубы. | -школа для молодых родителей -семейные клубы по интересам -консультативные пункты | Постоянно в течение года. |
Совместные мероприятия | -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - смотры, конкурсы, - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми семейные гостиные - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. | Постоянно в течение года. |
3.Организационный раздел.
3.1.Режим пребывания детей в группе
Режим работы МБДОУ д.с. «Теремок» составляет пятидневную рабочую неделю, длительность определяется в нем 9,5 часовым пребыванием с 7.40 до 17.10 ч., с учетом летнего и зимнего периода.
Режим дня средней группы «Белочка»
Режимные моменты | Время |
Прием, самостоятельная деятельность, индивидуальная деятельность, утренняя гимнастика, дежурство. | 7.40-8.30 |
Подготовка к завтраку ,завтрак. | 8.30-8.45 |
Игры, совместная деятельность. | 8.45-9.15 |
Непосредственно-образовательная деятельность. | 9.15-9.35, 9.45-10.05 |
Совместная деятельность | 10.05-10.30 |
Второй завтрак | 10.30- 10.40 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.40-12.05. |
Возвращения с прогулки, игры. | 12.05-12.15 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.20-13.00 |
Подготовка ко сну, сон. | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные , водные процедуры, динамическая пауза. | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.30-15.45 |
Совместная, самостоятельная деятельность, прогулка, уход детей домой | 15.45-17.10 |
3.2Модель образовательного процесса в средней группе на 2021- 2022 учебный год.
группа | понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Количество занятий | |
Занятия | |||||||
Средняя группа | Художественное творчество (Рисование) 9.15-9.35 Физическая культура 09.45-10.05 | Познавательное развитие (ФЭМП) 9.15-9.35 Музыка 9.45-10.05 | Речевое развитие 9.20-9.35 Физическая культура 9.45-10.05 | Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. 9.15-9.35 Музыка. 9-45-10.05 | Художественное творчество (лепка, аппликация) 9.15-9.35 Физическая культура (на воздухе). 9.45-10.05 | 10 занятий По 20 минут |
3.3 Лист здоровья воспитанников.
Группа здоровья | Количество детей |
1 | |
2 | |
3 |
3.4 . Социальный паспорт группы.
1 | Общее количество детей в группе Из них девочек Из них мальчиков | 22 11 11 |
Национальный состав детей: Бурят русские | 1 21 |
3.5. Профилактическо- оздоровительный план.
Формы и методы оздоровительной работы в МБДОУ Детский Сад «Теремок»
3.6.Традиции группы, культурно-досуговая деятельность.
В группе организована культурно-досуговая деятельность, имеется опыт традиционных мероприятий таких как: дни рождения, праздник «Белого месяца, рождественский аттракцион, масленица, светлая пасха, праздник Русской березки, Иван травник,
Дети вовлекаются в разные виды развлечений, учавствуют в кукольных спектаклях, в музыкальных и литературных мероприятиях, в спортивных играх, через эти мероприятия осуществляется патриотическое-нравственное мероприятие. Продолжается приобщение детей к праздничной культуре русского, бурятского народа, семейских, казаков. В группе организуются, проводятся утренники, праздники, посвященные «Новому году», «День защитника Отечества», «8 Марта».
3.7. Материально-техническое сопровождение образовательного процесса.
Компьютер | 1 |
Принтер (цветной, черно-белый) | 2 |
Музыкальный центр | 1 |
Телевизор | 1 |
Фотоаппарат | 1 |
ДВД плеер | 1 |
Электронное фортепиано | 1 |
Экран для проектора | 1 |
Проектор | 1 |
3.8. Организация предметно-пространственной среды.
В группе создана развевающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр «Родина»
- Центр «Безопасность»
Познавательное развитие:
- Детская лаборатория
-Центр сенсорного развития
- Центр интеллектуального развития
- Центр конструктивной деятельности и строительных игр
- центр экологического воспитания
Речевое развитие:
-Центр речевого развития
-Центр «Здравствуй, книжка»
Художественно-эстетическое развитие
- Центр художественного творчества
- Центр музыкально-театральной деятельности (музыкальный зал)
Физическое развитие
- спортивный зал
3.9.Программно- методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям. Информационно-методическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
5. Устав МБДОУ д.с.«Теремок».
6. Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».
7.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.;Мозаика-Синтез,2012.
8.Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. ср. гр.
- «Ознакомление с окружающим миром» О.В. Дыбина.
- «Изобразительная деятельность» Т.С. Комарова.
- «Физкультурные занятия» Л.И. Пензулаева
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова
- «Развитие речи» В.В. Гербова.
- «Формирование экологических представлений» О.А. Соломенникова.
-«Формирование элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина.
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...
Рабочая программа подготовительной группы на 2021- 2022 учебный год.
Рабочая программа...
Рабочая программа музыкального руководителя на 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа на 2021 - 2022 учебный год...
Рабочая программа старшая группа на 2021-2022 учебный год
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространс...
Рабочая программа средней группы на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа средней группы на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа младшей группы на 2021-2022 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ....
Рабочая программа старшей группы на 2021 - 2022 учебный год
В данной публикации расписана вся работа воспитателей старшей группы....