Консультация «Запретные фразы или что нельзя говорить детям»
консультация

Семенюк Ольга Владимировна

Консультация «Запретные фразы или что нельзя говорить детям»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №2 «Рябинка»

Цикл консультаций для родителей по профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия

«Запретные фразы,

или что нельзя говорить детям»

Ни для кого не секрет, что причина всех комплексов и проблем взрослого человека кроется в глубоком детстве. Психологи утверждают, что «виновны» в этом так называемые негласные родительские установки или директивы, которые ребёнок буквально впитывает с раннего детства.

Многие «воспитательные фразочки» у нас, родителей, вылетают просто на автомате. Мы их слышали от своих родителей, а теперь наши дети слышат их от нас. Не пытаясь «фильтровать» нашу речь, мы можем нанести ребенку существенный вред, ведь все наши запугивания, упреки и предостережения навсегда останутся «голосом в его голове», который в самый неподходящий момент может сбить человека со своего пути, заставить отказаться от чего-то важного и значимого в его жизни.

Взрослые редко задумываются над тем, что фразы или слова, которые они употребляют в общении с ребёнком, формируют определённую скрытую психологическую установку. Особенно это имеет значение в дошкольном возрасте, воспринимает всё сказанное на уровне подсознания.

Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.

«Будешь устраивать истерику – не заберу тебя вечером из детского сада» 

«Не будешь слушаться – отдам тебя соседке»

«Придет врач и сделает тебе укол» 

«Не будешь спать – тебя заберет серый волк»

Разные ситуации, разные фразы, но одна суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Действует безотказно, ведь для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, но имеет существенный «побочный эффект» — от этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Такие слова совсем НЕ учат ребенка пониманию, почему опасно убегать или не слушаться маму – они просто наводят страх. Пугая ребенка бабайками, злыми дядьками и другими персонажами, мы можем сделать из него невростеника, который будет пугаться любого шороха, но так и не поймет, что же надо делать, чтобы избежать опасности. Лучше всего доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

«Будешь плохо кушать – не вырастешь (будешь слабым, девочки любить не будут и т.д.)» - это та же самая страшилка, ведь мы опять пытаемся только запугать ребенка какими-то плохими последствиями от его действий. Если вы хотите привить ребенку привычку к полезной пище и режиму питания – найдите что-то, что будет действительно мотивировать, а не запугивать. Как вариант: рассказывайте истории о богатырях, которые побеждают злодеев только благодаря тому, что кушают полезную кашку по утрам, или ставьте пример сильного и смелого папу, который никогда не отказывается от вкусного обеда.

«Будешь строить рожи – навсегда останешься с таким лицом»«Будешь ковырять в носу — палец сломаешь» - дети на то и дети, чтобы кривляться и озорничать, но иногда это бывает совсем не уместно, поэтому такие привычки надо мягко исправлять. Запугивать ребенка тем, что никогда в жизни не произойдет, совершенно бессмысленно, поэтому выбираем другую тактику: рассказываем ребенку, почему беситься, кривляться и ковырять в носу неправильно. Для убедительности можно рассказать, что настоящие герои вырастают только из послушных и прилежных малышей, а в качестве примера можно назвать положительных персонажей из любимого мультика. Самый лучший пример для ребенка, если он не будет видеть таких действий в вашей семье.

«Вова уже доел кашу, а ты все еще копаешься»«У всех нормальные дети, а ты вечно…»«У тети Иры Петя на одни пятерки учится, а ты…»  - такие фразочки никогда не побудят ребенка подтянуть учебу или чего-то добиться, ведь они для ребенка – знак того, что родители любят его не самого по себе, а за его достижения. Сравнивать детей вообще не результативно: все дети разные, с разными способностями и возможностями. Максимально раскрыть свои таланты ребенок может только тогда, когда он уверен, что его любят и принимают любым: медлительным, неспортивным, с тройками в дневнике. Именно на это принятие и поддержку и надо делать упор. В противном случае самооценка падает, ребенок может замкнуться в себе и очень невзлюбить объект сравнений.

«Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь»«Не лезь, я сама сделаю»«Руки у тебя из другого места растут» - по мнению родителей, эта грубая критика призвана помочь ребенку стать самостоятельным, научиться что-то делать самому, не ломать и не портить вещи. Поймите: ломая новую игрушку, проливая молоко или разбивая тарелку, ребенок просто учиться самостоятельности, но он еще слишком мал и ему нужна помощь. Когда в ответ на свои действия он слышит подобные вещи, он наоборот опускает руки: зачем что-то делать, если я все равно сделаю это плохо и мама будет ругать. Из таких детей потом вырастают апатичные и безынициативные взрослые, которые на полном серьезе считают себя ни на что не способными неудачниками и даже не берутся за дела. Вместо критики и порицания, от родителей требуется терпение и желание прийти на помощь, когда ребенок об этом просит – остальное придет само.

«Пока не поешь – гулять не пойдешь»«Пока не соберешь игрушки – не включу мультики» - до определенного момента попытка «сторговаться» с ребенком будет приносить плоды в виде желаемого поведения. Но дети растут и учатся, в первую очередь, у родителей. В более старшем возрасте ребенок точно так же начнет «торговаться» с родителями: буду учиться, если купите новый телефон, помою посуду, если отпустите гулять и т. д. Тактика «услуга за услугу» вообще искажает представление ребенка о том, зачем нужно делать те или иные вещи: к примеру, игрушки надо собирать, чтобы в комнате был порядок, а не для того, чтобы мама смиловалась и включила мультик, но с такой тактикой ребенок этого не усвоит. Если ребенок должен или не должен что-то делать, то нужно просто объяснять свою позицию, а не выторговывать у ребенка нужное поведение в обмен на поблажки и разрешения.

«Я с таким чумазым ребенком никуда не пойду»«Я тебя такого вредного не буду любить» - как обычно: цель – послушание и нужное поведение, а вот средство из разряда калечащих жизнь. Дело в том, что ребенку нужна уверенность в маминой любви безо всяких условий. Такие фразы говорят об обратном: ребенка любят, но только хорошим, послушным, спокойным, чистым и т. д. Получается, что задача ребенка в этом случае – не быть самим собой, а соответствовать родительским ожиданиям. А куда прикажете девать ребенку другие свои не менее естественные проявления: капризы, слезы, недовольство? Все это уходит в неуверенность в себе, страхи и обиды, которые ребенок пронесет через всю жизнь.

«Зачем я тебя вообще родила»«Лучше бы у нас родилась девочка/мальчик» - чаще всего такие фразы вылетают в моменты сильного гнева, когда родители не могут справиться со своими эмоциями. Для ребенка это очень страшные слова, ведь в этот момент родители отвергают его на уровне существования, давая посыл«Лучше бы тебя не было». Жить с таким грузом ребенку просто невыносимо, ведь родители для него – это весь его мир, и этому миру он как будто не нужен.

«Я из-за тебя карьеру не сделала»«Если бы не ты – мы бы каждый год на море отдыхали» - конечно, ребенок сильно меняет жизнь семьи и приоритеты женщины, но сам-то ребенок не виноват в том, что его появление нарушило чьи-то планы. Вы взрослый человек и за свою жизнь отвечаете вы, а не беззащитное и зависимое от вас существо. Такие фразы «награждают» ребенка грузом ответственности за жизнь родителей и чувством вины, за их несбывшиеся мечты и планы.

«Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала»«Кто тебя вообще спрашивает»«Я сказала так, значит так» - не самая удачная попытка проявить твердость воли и характер. Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию. В противном случае вас могут ждать крайности: от безвольного человека, неспособного ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, до отчаянного бунтаря, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.

«Как ты меня измотал, наверное, давление поднялось»«Ты так орешь, что у меня голова трещит от тебя»«Будешь так себя вести – я расстроюсь и заболею» - эти фразы – попытка сыграть на страхе ребенка потерять маму. Манипулировать этим страхом очень опасно, ведь таким образом вы назначаете ребенка ответственным за свою жизнь и здоровье. При таком раскладе, если с вами правда что-то случится – ребенок всю жизнь будет жить с убеждением, что это произошло по его вине. Если нужно успокоить ребенка – методично объясняйте ему, почему нельзя кричать, топать, стучать, кидать дома мяч и т. д. Это потребует больше сил и времени, но не принесет вреда и не травмирует ребенка.

«Лучше не попадайся мне на глаза»«Исчезни, чтобы я тебя вообще не видела здесь» -  этими фразами вы тоже отвергаете ребенка, а для него это очень страшно и болезненно. Когда вы не справляетесь со своими эмоциями — действуйте,как при крушении самолета«кислородную маску» сначала надо надеть на себя, и только потом заниматься ребенком. Вашей «кислородной маской» может быть уход в другую комнату, медленный счет до 10, глоток воды, то есть то, что вернет вас в нормальное состояние, в котором такие вещи вы точно не произнесете.

«Да бери, только оставь меня в покое»«Делай, что хочешь»  - если для ребенка есть какие-то запреты, они должны быть «железными». Подобные фразы звучат тогда, когда мама долго сопротивлялась, а потом сдалась, лишь бы ребенок отстал. В этот момент малыш начинает понимать: «Если нельзя, но долго просить или жалобно плакать – то можно». Для ребенка это означает, что любой запрет можно сломать определенными усилиями, и эту яму манипуляций и разрушенных запретов роете вы сами.

«Еще раз так сделаешь – мультиков больше не увидишь»«Еще раз скажешь такое слово – останешься без прогулок» - главная проблема в попытках наказать ребенка лишением чего-нибудь в том, что эти угрозы чаще всего не сбываются. А значит, после пары таких случаев ребенок на эти слова даже реагировать не будет: все равно мама ничего не сделает. Либо держите свое слово (но тогда выбирайте наказание, адекватное ситуации, либо не сотрясайте воздух понапрасну.

«Сейчас же успокойся»«Ну-ка быстро замолчал!»«Стой нормально» - эти грубые окрики больше напоминают элементы дрессуры, а не общение с любимым ребенком. Даже маленький ребенок – уже личность, которую надо уважать, а общение в таком тоне с уважением никак не ассоциируется. Имейте в виду, что каждое грубое слово, сказанное ребенку, вернется вам в будущем еще большей грубостью и пренебрежением.

 «Нашел из-за чего реветь, ерунда какая!»«Ну что ты нюни распустил из-за пустяка» -взрослые и дети по-разному смотрят на вещи, так что пустяки могут быть действительно целой трагедией для малыша. Такими фразами вы обесцениваете его чувства и показываете, что его проблемы кажутся вам смешными. Ребенок же при этом не получает понимания и принятия, остается невыслушанным и учится прятать свои истинные чувства: все равно их некому излить.

«Не придумывай, там никого нет»«Хватит плакать, в темноте ничего страшного нет» - у детей бурная фантазия, поэтому всегда есть какие страхи: шорохи, тени, темнота, монстры под кроватью и бабайки в шкафу. Эти страхи – нормальные чувства ребенка, которые важно принимать, а не игнорировать. Успокойте малыша, проверьте и убедитесь вместе с ним, что бояться нечего. Отмахиваясь от ребенка и даже ругая его за его страхи, вы только подталкиваете его к тому, чтобы ничем не делиться и держать все в себе. Иногда не прожитые детские страхи превращаются в серьезные фобии, которые будут отравлять жизнь даже во взрослом возрасте.

«Ой, какой ты невоспитанный»«Ах ты жадина»«Ой, какой грязнуля, как поросенок» - все эти фразы носят негативный оценочный характер, для ребенка это посыл «Я плохой». Вообще, осуждать ребенка за какие-то несовершенства очень странно, ведь он такой, каким вы его воспитываете. Если хотите, чтобы ребенок вырос культурным, щедрым и аккуратным – учите его этому сами, показывайте, как нужно вести себя, а не критикуйте.

Поддержка и любовь родителей – это лучшая мотивация в достижении успехов ребенка!

Подбор материала, компьютерная верстка подготовлена социальным педагогом Семенюк Ольгой Владимировной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 фраз,которые нельзя говорить детям.

10 ФРАЗ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ!  Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему от роду – он всё уже понимает, даже по...

Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь

Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизньМногие «воспитательные» фразочки у нас, родителей, вылетают просто на автомате. ...

10 фраз, которые нельзя говорить детям.

Родителям это будет интересно....

«Запретные фразы» или «Что нельзя говорить детям»

laquo;Запретные фразы» или«Что нельзя говорить детям»Наши дети с каждым днём становятся всё старше и старше. Не долог тот день, когда вы уже не сможете взять своего малыша на ручки ...

Консультация для родителей «Запретные фразы или чего нельзя говорить детям!»

Как часто мы употребляем фразы, не придавая им значения. Но иногда стоит остановиться и задуматься над тем, что мы говорим своему ребенку....