"Развивающие игры на сортировку, знакомство с цветом, развитие мелкой моторики"
методическая разработка (старшая группа)

 

Сенсорное развитие  – один из важнейших аспектов полноценного развития ребенка. 
Правильное, полноценное восприятие окружающей действительности – основа умственного и физического воспитания. 
 Знакомясь с предметом, ребенок узнает о нем очень много информации. 
Вот он рассматривает его и оценивает его размер, форму, цвет. Взяв в ручки, он узнает, какой этот предмет на ощупь: твердый или мягкий, холодный или горячий, легкий или тяжелый. 
Возможно, предмет издает какие-то звуки, например, ребенок самозабвенно трясет погремушку и слушает ее приятный шум. 
Ребенок может понюхать и даже лизнуть предмет, узнавая его запах и вкус.
В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание  (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное  развитие  предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающие игры473.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры   на   сортировку, знакомство с цветом, развитие мелкой моторики

учитель-дефектолог: Чимаева Н.В.

1.        Сенсорное воспитание: понятие, значение для психического развития дошкольников.

2.        Механизм и виды восприятия.

3.        Особенности восприятия на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

4.        Цели и задачи сенсорного развития в соответствии с возрастом.

5.        Создание условий для сенсорного развития в ДОО: РППС, сенсорный уголок, игровой материал.

6.        Практический инструментарий: идеи пособий, игр и упражнений своими руками.

С первых дней своей жизни ребенок  начинает знакомство с окружающим миром, в котором ему предстоит жить.

В дошкольном возрасте очень активно, просто невероятными темпами развиваются все органы чувств.

У ребенка появляются первые сенсорные навыки.

Сенсорное развитие  – один из важнейших аспектов полноценного развития ребенка.

Правильное, полноценное восприятие окружающей действительности – основа умственного и физического воспитания. 

 Знакомясь с предметом, ребенок узнает о нем очень много информации.

Вот он рассматривает его и оценивает его размер, форму, цвет. Взяв в ручки, он узнает, какой этот предмет на ощупь: твердый или мягкий, холодный или горячий, легкий или тяжелый.

Возможно, предмет издает какие-то звуки, например, ребенок самозабвенно трясет погремушку и слушает ее приятный шум.

Ребенок может понюхать и даже лизнуть предмет, узнавая его запах и вкус.

В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание  (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное  развитие  предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Значение сенсорного  развития

Чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе образования  ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

В современном мире развитых технологий дети замещают сенсорный опыт визуальными и виртуальными образами.

Современные дети с раннего возраста проводят время перед экраном телевизора, компьютера или телефона, на улице им не разрешают «копаться в грязи», чтобы не запачкать красивую одежду, подходить близко к воде, трогать «подозрительные» вещи.

Дома занятым родителям трудно выбрать время для организации сенсорных игр со своим ребенком.     

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

От того, как  ребенок  слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическое развитие.

Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Вот почему одной из главных задач, которую ставит перед нами ФГОС ДОО  является создание пространства, способствующего развитию восприятия ребенка.

Механизм и виды восприятия.

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия.

 Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения).

Как происходит процесс восприятия?

Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.

С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.

Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» - восприятие.

На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт.

 Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях.

Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств.

От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия.

Ощущения -  первый источник познания о мире.

С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.

Сенсорная интеграция - Коррекционно - развивающий центр «Гиацинт»

Виды информации по способу восприятия

ПОЛУЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ:

Зрительный канал (зрительная информация)

Слуховой канал (звуковая информация)

Осязательная канал (тактильная информация)

Вкусовой канал (вкусовая информация)

Обонятельный канал (обонятельная информация)

Восприятие детей раннего  возраста  «размыто», ему не хватает четкости.

Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица».

Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

Классификация видов восприятия:

Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;

Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;

Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;

Обонятельное восприятие – распознавание запахов;

Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание).

 Обратите внимание, в какой форме ребенок лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.

«Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите ребенка  закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.

«Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее.

Ребенок должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.

«Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры.

 Основываясь на своих тактильных ощущениях, ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей

Предлагаем игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей....

Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  м...

Развивающее пособие "Книга из фетра, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов ."

Пособие представляет собой яркую книгу, изготовленную из цветного фетра. Книга наполнена развивающим материалом. Предназначены для детей от 1,6 лет. Данное пособие может быть предложено малышам индиви...