Проект "Птицы наши друзья"
проект (средняя группа)

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Проект "Птицы наши друзья" средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashi_druzya.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Птицы наши друзья»

Актуальность темы: (Слайд 2)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: (слайд 3)

Формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта: (слайд 4)

  • Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.
  • Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
  • Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
  • Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность.

Методы и формы работы: (Слайд 5)

Чтение познавательной и художественной литературы.

Рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций.

Наблюдения за птицами на прогулке.

Беседы.

Прослушивание голосов птиц.

Дидактические и подвижные игры.

Продуктивная деятельность.

Изготовление кормушек родителями совместно с детьми.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников. (Слайд 6)

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Вид проекта: краткосрочный

Ожидаемый результат: Дети получат начальные знания о птицах, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе. (Слайд 7)

Этапы реализации: (Слайд 8)

- Подготовительный;

- Основной (практический);

- Заключительный.

План реализации проекта: (слайд 9)

I этап: 

Определение темы проекта, задач.

Подбор информации, художественной, литературы, иллюстраций, дидактических игр, оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

Изготовление пособий, дидактических игр.

II этап

ООД Ознакомление с окружающим (слайд 10)

Тема:  «Стайка снегирей на ветках рябины»

Цель. Расширять представления детей о многообразии птиц.

Задачи. Способствовать умению выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Беседы: (слайд11)

«Какая ворона и какой воробей»

«Как птицы кормятся на кормушке?»

«Какие звуки издают птицы?»

«Сколько крыльев у птиц и как они летают?

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»

«Чем питаются птицы»

Наблюдения: (слайд12)

 «Какие птицы прилетают на участок?»
«Как птицы передвигаются?»
«Наблюдение за вороной».
«Наблюдение за воробьями».

«Наблюдение за голубями»

«Наблюдение за снегирем»

«Наблюдение за синицей»
«Следы птиц на снегу».

Чтение художественной литературы: (слайд 13, 14) Л. Толстой «Птица свила гнездо», М. Горький «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал воробей»; песенки: «Ласточка примчалась», «Чив – чив, воробей». Чтение стихотворений В.Звягиной «Воробышки», А. Прокофьева «Снегири», В. Приходько «Воробей», А. Барто «Нет синиц: не прилетели!», А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Отгадывание загадок о птицах.

Художественное творчество: (слайд 15)

- рисование (раскрашивание по теме) «Синицы на ветке рябины»;

- аппликация (нетрадиционный метод) «Снегири»; (слайд 16)

- лепка «Снегири»; (слайд 17)

Игровая деятельность (слайд 18,19)

Дидактические игры:

 «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Кто прилетел к кормушке?», «Лото «Птицы», «Найди тень птицы»,  «Кого не стало», «Составь картинку из частей».

Подвижные игры: (слайд 20) «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Летает – не летает», «Птички и птенчики», «Перелет птиц», «Птички и кошка».

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?».

Работа с родителями (слайд 21)

Рекомендация родителям: понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами;

Консультации:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

«Экологическое воспитание дошкольников»

Акция «Птичья столовая»

III этап

Презентация проекта «Птицы наши друзья!»

Организация птичьей столовой на участке детского сада, презентация кормушек.

Подкормка птиц.

Заключение

Расширен кругозор детей о птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, дидактическими играми. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Родители приняли активное участие в проекте: приносили художественную литературу о птицах, участвовали в акции «Птичья столовая», повторяли дома стихотворения и пальчиковые игры с детьми.

Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателя. Дети овладели конкретными знаниями. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать.

Литература

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: С. С., 2007.

2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2007.

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. (электронный ресурс)

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет: Мозаика-синтез; М.:; 2010

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий: МОЗАИКА СИНТЕЗ; Москва; 2010

Приложение

Беседы и наблюдения

 «Какая ворона и какой воробей?»

Цель. Способствовать умению детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.

В свободное время воспитатель разучивает с детьми стихотворение

В. Звягиной «Воробышки».

На дворе морозище —

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

– Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

– Воробей ведь маленький

— Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

 «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель. Формировать умение детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

С календарем наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работают всю неделю ежедневно. Педагог предлагает ребятам найти в календаре птиц тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней. В первый день (понедельник) он сам отбирает изображения пернатых, вставляет их в прорези на панораме календаря со словами: «На кормушке были воробышки, их было много. Мы тоже поставим несколько птичек. Еще на кормушке был один голубь – мы про него не забудем. Под кормушкой собирали крошки воробышки-трусишки. Их было двое. А вот над участком летала одна ворона. Она все смотрела, как птицы кормятся, но к ним не подлетала. Мы вставим птичку-ворону там, где у нас небо. Теперь посмотрите, какая получилась панорама в календаре. Сегодня именно так было на нашем участке». В конце дня воспитатель разбирает панораму, чтобы на следующий день создать новую картину. Уже со вторника педагог предоставляет детям возможность самим выбирать картинки с птицами и вставлять их в календарь. Помогает детям по мере необходимости, хвалит за правильные ответы и действия.

«Какие звуки издают птицы?»

Цель. Формировать умение детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Воспитатель дает детям задание для самостоятельного наблюдения: во время игры прислушаться к птицам, понаблюдать, будут ли слышны голоса птиц, чтобы точно выяснить, кто как из них кричит и по какому поводу. В конце прогулки воспитатель обсуждает с детьми их и свои наблюдения. Разучивает с ними стихотворение В. Приходько про воробья:

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

– Киньте крошек воробью

 — Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень

 — Буду петь вам целый день: Чик-чирик!

«Птичьи следы на снегу»

Цель. Развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте и т. п.); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно.

Календарь наблюдений за зимующими птицами на этой неделе воспитатель может вести или не вести по своему усмотрению или желанию детей. Педагог может спросить у ребят, хотят ли они этим заниматься. Если будут желающие, поручить им находить карточки и вставлять в прорези. При этом педагог оказывает им помощь, а остальным детям предлагает рассматривать календарь, который ежедневно ведут желающие. Завершается цикл наблюдений за водой и ее состояниями.

«Сколько крыльев у птиц и как они летают?

Цель. Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать).

Воспитатель снова дает детям задание для самостоятельного наблюдения. При этом он может заинтересовать их проблемной ситуацией: «Ребята, что-то я не совсем уверена: сколько ног у птиц? Я знаю (мы с вами рассматривали), что у собаки и у кошки по четыре ноги. А вот сколько их у птиц – я сомневаюсь. Я прошу вас понаблюдать за всеми птицами: может, у них четыре, а может, три или две ноги? И вообще – для чего птицам ноги?» В конце прогулки воспитатель обсуждает с ребятами их наблюдения. Если дети не заметили, где и как птицы ходят, сидят, рассказывает о том, что увидел сам.

 «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; способствовать умению детей различать птиц по 2—3 характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.).

А. Прокофьев «Снегири»

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!..

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

 

А Мороз Красный Нос

Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил,

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

 

А. Барто «Снегирь»

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

 

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

 

Ярко-розовая грудка,

Два блестящие крыла.

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла.

 

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

 

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

 

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

 

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях, —

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

 

Было сухо, но галоши

я послушно надевал.

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

 

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом, —

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил.

 

Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти

Только ради снегиря.

 

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

 

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

 

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

 

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

 

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря:

— Чудеса! — сказала мама

И купила снегиря.

 

Я принёс его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

 

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Значит, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Вопросы для обсуждения

• Что ты знаешь о снегирях? Где он живёт: в лесу или в городе? Какая грудка у снегиря?

• Послушай стихотворение А. Прокофьева «Снегири». Когда в наши края прилетают снегири? Что приготовил снегирям в подарок Мороз Красный Нос?

• Какую птичку увидел мальчик в зоомагазине? Давай расскажем про снегиря строчками из стихотворения. («Ярко-розовая грудка...») Что делал мальчик ради снегиря? Что сделала мама для мальчика? Как радовался мальчик своему новому другу? Как ты думаешь, он будет снова драться во дворе?

А. Барто «Нет синиц: не прилетели!»

Нет синиц: не прилетели!

Где же две синицы?

В нашей книжке опустели

Пёстрые страницы.

 

Что же с птицами случилось?

Где они, скажи на милость?!

 

Птиц искали мы везде,

Сколько сил истратили!

Помогите нам в беде,

Юные читатели!

 

Поглядите, возле вас,

В садике, на скверике,

Скачут, может быть, сейчас

Две пичужки сереньких?

 

Или в дом влетели птицы

Прямо с книжного листа?

Любопытные синицы

Любят новые места.

 

Просим вас: бегите вслед

За каждою синицею,

Нет синиц!

Всё нет и нет!

Хоть звони в милицию!


В. Приходько "Воробей".

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою

Чик-чирик!

- Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день:

Чик-чирик!

Пальчиковые игры

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

***

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Подвижные игры

«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход игры: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

«Перелёт птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Ход игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя:«Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов:«Буря прекратилась», - птицы снова летят.

«Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход игры: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"

Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...