Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
статья
«Педагог без любви к ребенку –
все равно, что певец без голоса,
музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Недаром все великие педагоги, мечтая
о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.»
Т. Гончаров.
«Как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира –
от того в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
«Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым
и понятным, а иным - даже легким,
и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.»
Ушинский К. Д.
Главным средством управления образования в ДОО является профессиональная компетентность педагога и ее постоянное совершенствование.
Толковый словарь под редакцией Д.И. Ушакова толкует понятие«компетентность как – авторитетность».Компетентность состоит из компетенций, также по Д.И. Ушакову «компетенция- круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью.»
Применительно к педагогической деятельности, педагогическая компетентность обозначают набор компетенций, в которых воспитатель должен обладать познаниями и опытом в связи с выполнением трудовых действий, нормативно предьявленным профессиональным стандартом «Воспитатель» применительно к ситуации освоения и реализации ФГОС дошкольного образования.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога (воспитателя) можно перечислить следующие компетенции, которые образуют профессиональную компетентность воспитателя:
-методологическая,
-психолого-педагогическая,
-коммуникативная,
-исследовательская,
-презентационная,
-акмеологическая,
-икт-компетентность,
-эмоциональная.
Воспитатель должен быть компетентным в различных вопросах, касающихся содержания и организации деятельности по выделенным направлениям:
- воспитательно-образовательной деятельности, чтопредполагает создание развивающей среды, осуществление всего педагогического процесса, обеспечение и охрану жизни и здоровья детей;
- учебно-методической деятельности, что выражается вумении планировать образовательную работу, проектировании педагогической деятельности при использовании анализа достигнутых результатов;
- социально-педагогической деятельности, чтоподразумевает помощь родителям с использованием консультации, создание благоприятных условий для социализации детей, защита прав и интересов детей.
Вопросом компетентности педагогов во взаимоотношениях с воспитанниками в свое время занимались многие деятели, например, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.С. Симонович. В.А. Сухомлинский, Н.И. Пирогов рассуждают о необходимых педагогу механизмах особенного понимания дошкольника. Гуманное отношение к ребенку, которое основывается на изучении индивидуальных качеств и свойств. Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются И.А.Карпенко, А.М. Виноградова, В.А. Петровский и другие, определили целевые ориентиры в работе воспитателя на партнерское общение и личностное взаимодействие с дошкольником в условиях сотрудничества и взаимодействия.
Результаты исследований показывают, что сегодня проявляются такие изменения профессиональной некомпетентности среди воспитателей ДОО, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей дошкольников; минимальный профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка дошкольного возраста и его эмоционального состояния; направленность большого количества педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия дошкольниками.
Известно, что профессионализм специалиста проявляется в потребности и безусловной готовности периодически повышать свою профессиональную квалификацию и проявлять творческую активность, совершенствовать достигнутые результаты своего труда. В таком случае, возможно, говорить не только о профессиональной компетентности педагога в профессиональной деятельности, также и о личностной компетентности, что является важным для системы педагогической специальности «человек-человек».
Для повышения уровня профессионализма (компетентности), воспитателю можно использовать следующие пути:
- работа в методическихобъединениях,
-экспериментальнаядеятельность,
- освоение новых педагогический технологий,
- различные формы педагогической поддержки,
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах,
-обобщение собственного педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности
В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...
Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. По...
Статья "Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)"
На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошко...
Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....
Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)
Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)Какова роль играющего педагога в развитии и воспитании дошкольника.С чего начать соверше...
Консультация «Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования»
Консультация «Современные требования к ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования»...