Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошкольников.
статья (младшая группа)

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые

создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место.

Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что

они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так

ребёнок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив,

моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества,

оценивая свои поступки и сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_polezny_syuzhetno.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошкольников.

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые

создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место.

Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что

они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так

ребёнок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив,

моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества,

оценивая свои поступки и сверстников.

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности.

Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его

окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на

происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются

привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое

из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре

ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует

мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает

ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для

дошкольника лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как

личности имеют сюжетно-ролевые игры.

«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера,

формирующие у детей способность общаться со сверстниками».

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни

младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается

личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов,

закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами

деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя

примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр.

Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать ребёнку себя

частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не

будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети.

Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из

жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить

пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он

реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.

Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое

ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный

компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его

позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то

героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на

собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, которые

ребёнок заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения

взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только

самостоятельно, но и как взрослому.

Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:

1. Определённые правила и их соблюдение детьми.

2. Социальная направленность игр.

3. Богатая эмоциональная палитра.

4. Развитие интеллекта.

5. Активное развитие творчества.

6. Речевое развитие.

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети развиваются интенсивно и

разносторонне.

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более

старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей,

особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития,

процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в

своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку

следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей

поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем

детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые

показывают им взрослые.

«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети

возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я —

доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка:

теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны

выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для

приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют

для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».

На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более

интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о

мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры

элементы сюжетов из своего опыта или детских произведений (сказок,

мультфильмов).

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий

характер:

 наличие отдельных игровых действий игрового характера;

 фактическое осуществление роли без названия её;

 сюжет представляет собой цепочку из двух действий;

 участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.

Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень

важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные,

творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и

придумывать новые сюжеты, помогайте им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

В картотеке содержаться основные сюжетно-ролевые игры для дошкольников с описанием задач, ролей, игровые действия, игровой материал....

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача пе...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

"Чем полезны сюжетно-ролевые игры для дошкольников"

В статье говорится о точ, чем полезны сюжетно-ролевые игры для дошкольников....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...