Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошкольников.
статья (младшая группа)
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые
создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место.
Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что
они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так
ребёнок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив,
моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества,
оценивая свои поступки и сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_polezny_syuzhetno.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошкольников.
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые
создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место.
Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что
они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так
ребёнок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив,
моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества,
оценивая свои поступки и сверстников.
Дошкольный период — важнейшее время для развития личности.
Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его
окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на
происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются
привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое
из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре
ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует
мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает
ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для
дошкольника лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.
Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как
личности имеют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера,
формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни
младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается
личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов,
закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами
деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя
примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр.
Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать ребёнку себя
частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.
Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не
будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети.
Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из
жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить
пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он
реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.
Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое
ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный
компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его
позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то
героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на
собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, которые
ребёнок заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения
взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только
самостоятельно, но и как взрослому.
Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:
1. Определённые правила и их соблюдение детьми.
2. Социальная направленность игр.
3. Богатая эмоциональная палитра.
4. Развитие интеллекта.
5. Активное развитие творчества.
6. Речевое развитие.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети развиваются интенсивно и
разносторонне.
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более
старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей,
особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития,
процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в
своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку
следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей
поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем
детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые
показывают им взрослые.
«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети
возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я —
доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка:
теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны
выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для
приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют
для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».
На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более
интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о
мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры
элементы сюжетов из своего опыта или детских произведений (сказок,
мультфильмов).
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий
характер:
∙ наличие отдельных игровых действий игрового характера;
∙ фактическое осуществление роли без названия её;
∙ сюжет представляет собой цепочку из двух действий;
∙ участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень
важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные,
творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и
придумывать новые сюжеты, помогайте им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников
В картотеке содержаться основные сюжетно-ролевые игры для дошкольников с описанием задач, ролей, игровые действия, игровой материал....
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача пе...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Консультация для родителей "Чем полезны сюжетно - ролевые игры дошколят"
Чем полезны сюжетно - ролевые игры дошколят...
"Чем полезны сюжетно-ролевые игры для дошкольников"
В статье говорится о точ, чем полезны сюжетно-ролевые игры для дошкольников....
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"
Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...