Статья
статья

Рязанцева Людмила Васильевна

"Художественная мастерская в развитии творческих способностей детей, выявлении ранней творческой одаренности и ее поддержка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voronezh_2021.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Л.В.  Крестьянинова И.А

воспитатели МК ДОУ Павловский детский сад № 11

«Художественная мастерская в развитии творческих способностей детей,      выявлении ранней  творческой одаренности и ее поддержка»

 

Сегодня меняются потребности детей и родителей, ожидания, предъявляемые к образованию и уходу за детьми, а практика работы воспитателей и других сотрудников приобретает новые формы. Поэтому очень важно, чтобы предметно-пространственная среда поддерживала, а не ограничивала тот спектр услуг, который возможно реализовывать в образовательной организации; среда должна проектироваться, прежде всего, исходя из более глубокого понимания потребностей пользователей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит высокие требования к условиям реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Одним из важнейших условий является создание содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды. Правильная организация пространства обеспечивает основу для наилучшего развития детей, дает возможность каждому ребенку свободно выбирать партнеров по игре, содержание игры и материалы.  Детям необходимы пространства, которые учитывают их элементарные потребности в общении, движении и отдыхе, игре и образовании.

Поэтому использование при проектировании развивающей среды последних достижений педагогики, психологии, медицины, а также современных достижений науки, технических и социокультурных новации, как российских, так и зарубежных, позволяет обеспечить перспективное развитие ребенка и его адаптацию в обществе.

Нас заинтересовали книги по дизайну интерьеров детских садов, которые позволили по - новому посмотреть на организацию предметно - пространственной среды, под иным углом взглянуть на возможности помещений в дошкольной организации. Эти книги не только призваны помочь воспитателям в оформлении помещений для разных видов деятельности детей, они также предлагают новые идеи по организации жизни детей в детском саду.

Кроме этого, мы изучили опыт организации детского пространства в других странах. Помимо Вальдорфской школы и школы Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования.

Например, итальянская реджио-педагогика. По мнению авторов, у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого –  помочь детям использовать свои познавательные возможности.

Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Правила сотрудничества с детьми:

1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.

Мы говорим: «Надо не опуститься до ребенка, а подняться до него».

2. Объяснить правила и задать вопрос.

Реджио - педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: «Мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребенок находится сейчас – и мы узнаем зону его ближайшего развития». Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет».

3. Не «неправильно», а «по-другому».

Не спешите поправлять ребенка, ведь это дает мотивацию подумать. Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно.

Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это по-другому».

4. Предлагать выбор и не торопить.

Ребенок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. Взрослым надо помнить, что свобода выбора не означает отсутствие границ. Ребенок должен знать, зачем он это делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации.

Часто ребенок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь – математика, здесь – рисование и т. д. На самом деле это деление должно быть условным. И еще один важный момент: информацию ребенок может получать не только от взрослого, но и от сверстников.

6. Фантазировать важнее, чем читать.

Главная задача – это развитие творческого мышления. Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Итак, мы можем комбинировать собственные знания с идеями людей, живущих в разных концах света. И тогда, соединив лучшие варианты, мы действительно получим возможность сконструировать детский сад будущего — функциональный, удобный, развивающий; дом, в котором ребенку будет комфортно, интересно и который будет удовлетворять любознательность каждого дошкольника, его потребности в общении и интересных открытиях.

Отличительные признаки студии следующие:

1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка.

2. Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.

3.Сочетание экспериментальных и практических педагогических задач и форм работы.

4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Специальные условия набора детей в студию.

6.Высокое качество творческого «продукта» детей.

7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени.

Этапы создания творческой мастерской:

1 этап.  Выделить пространство

Для начала определим, где и сколько места можно выделить для хранения (стелажи с открытыми полками, полочки, контейнеры, корзинки и т. д.) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное ковром). Под студию отвели часть спальни.

2 этап. Сбор материалов

Материалы для творчества могут быть привычными (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры мелки, сангина, пастель, тушь, гелевые ручки, уголь, витражные краски, разная бумага, ткани, глина, соленое тесто…) или самые неожиданные (пуговицы, перышки, камни, кухонные принадлежности, ленты, тесемки, коктейльные трубочки, фольга, фантики…)

3 этап. Оформление

Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера. Большинство материалов – в доступе и в зоне видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены. С материалами можно играть и творить по - разному, их можно и нужно смешивать, создавая новые и новые композиции. И сами материалы предполагают свободу творчества.

Еще одна деталь развивающей среды – «говорящие стены». На стенах размещаются детские работы и стенды с фотографиями и заметками о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте).  Самые лучшие украшения – это детские работы (рисунки, коллажи, мобили, модели, скульптуры…)

В заключении хотелось бы отметить, что время не стоит на месте, меняются люди, меняются устои государства; наконец, меняются поколения. И все то, что в недавнем прошлом было невозможно, сегодня кажется вполне реальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...