Программа “Сопровождение талантливых и одаренных детей в дошкольных группах”.
рабочая программа
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podderzhki_odarennyh_detey.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа “Сопровождение талантливых и одаренных детей в дошкольных группах”.
1.Пояснительная записка.
Актуальность темы.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования, задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, родителей.
Программа рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и
психомоторной (спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Нормативно – правовая база программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
- Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
- Планируемые результаты.
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- организация системы дополнительного образования;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
- Основные направления реализации программы.
Направления работы:
- Работа с одаренными и талантливыми детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
- Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.
- Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.
7.Основные этапы реализации программы.
I этап – диагностико – организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в саду.
Задачи: - изучение нормативной базы;
- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап – реализационный.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: - диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.
8. Список литературы.
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
8. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
9. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
10. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
12. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
13. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
14. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
15. Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.
16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
17. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.
18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
9. Приложения.
Приложение 1.
Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте
Название методики | Предназначение методики | Возрастные ограничения |
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана | Определение компонента одаренности | С дошкольного возраста |
Фигурный тест Е. Торренса | Творческий компонент | С 5 лет |
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко | Творческий компонент | С 3 лет |
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. (автор Казакова Т. Г.) | Творческий компонент | С 4 лет |
Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.) | Творческий компонент | С 5 лет |
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.) | Творческий компонент | 4-6 лет |
Тест «Назови картинку» | Творческий компонент | 4-6 лет |
Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.) | Творческий компонент | С 5лет |
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.); | Творческий компонент | С 5 лет |
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) | Творческий компонент | С 5 лет |
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) | Творческий компонент | С 5 лет |
Тест креативности Вильямса | Творческий компонент | С 5лет |
Тест №1. Методика определения статической координации. | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Тест №2 Методика определения динамической координации. | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Тест №3 Методика определения быстрого реагирования «Нажми кнопку» | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Тест №4 Методика определения ориентировки тела в пространстве. | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Тест №5 Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений. «Пройди и запомни» | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Тест №6 Методика определения физической подготовленности. | Психомоторный компонент | С дошкольного возраста |
Приложение 2.
Карта одаренного ребенка
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц).
- Медицинское заключение (группа здоровья).
- Сведения о родителях.
- Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты педагогической диагностики.
- Результаты социометрического исследования.
- Область одаренности.
- Признаки одаренности.
- Диагностика одаренности.
- Выводы и рекомендации.
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Приложение 3.
План работы с талантливыми и одарёнными детьми
на 2020 – 2021 учебный год.
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей. Защита проектов по изодеятельности. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети» Спортивные соревнования « На старт» | Воспитатели |
Октябрь | Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях». Театрализованное представление «Играем в театр» Тематический праздник «Вот и осень пришла» Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев» | Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели |
Ноябрь | Деловая игра для педагогов «Детская одарённость» Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!» Праздник «День Матери» Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» | Творческая группа Воспитатели Муз. руководитель Воспитатели |
Декабрь | Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей» Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы» Выставка семейных поделок на тему «Мастерская Деда Мороза» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Январь | Консультация для педагогов «Проблема одарённости в современной педагогике» Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» Спортивный праздник «Весёлые старты» Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома» | Директор Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
Февраль | Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка» Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц» | Воспитатели Воспитатели |
Март | Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей» Праздник «Для любимых мам» Выставка «Букет для мамы» Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми» | Творческая группа Муз. руководитель Воспитатели Воспитатели |
Апрель | Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка» «День здоровья» Конкурс рисунков на тему «Весна пришла» Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать» | Директор Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Май | Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми Акция «Открытка к 9 мая» Спортивный праздник «Дружба крепкая» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентаци...
Программа "Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ"
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее время актуальность и значимость проблемы р...
Программа "Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ"
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее время актуальность и значимость проблемы р...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей
дошкольный возраст...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...
Система сопровождения талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Выявление и развитие способностей...
«Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»
Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности в дошкольном учреждениии....