Проект "Веселые пальчики"
проект (младшая группа)
Долгосрочный проект в группе раннего возраста 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veselye_palchiki.docx | 777.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в группе раннего возраста 1.
«Веселые пальчики»
Подготовила воспитатель Иванова А.Б.
Введение.
«Рука – это инструмент всех инструментов»
(Аристотель).
Что такое мелкая моторика, ее значение
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
В. А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Актуальность.
Современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишают возможности ребенка больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Эффективным способом развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
"Пальчиковая гимнастика" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Игры с пальчиками, как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому, пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно. Во время игр важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к игре с пальчиками .В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Таким образом, использование пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.
Проблема
Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.
Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1октября – 30 апреля). Проводятся 1 раз в день, в первую половину дня, перед прогулкой. Длительность - 5 минут.
Участники проекта: дети группы раннего возраста 1, воспитатели, родители (законные представители).
Форма проведения итогового мероприятия: Показ кукольного театра по сказке «Теремок»
Цель проекта: Развитие речи и пальчиковой моторики рук через пальчиковую гимнастику.
Задачи проекта:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковой гимнастики.
3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.
Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;
- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
Теоретические основы проекта:
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь умственного и речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
I этап – целеполагание:
Именно под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев происходит развитие мозга и речи ребёнка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить интеллектуальные способности и речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
2-й этап – разработка проекта.
Довести до участников важность данной темы.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Подбор методической литературы по данной теме и ее изучение.
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подготовка наглядного материала: рекомендаций для родителей по проведению пальчиковых игр дома, папок-передвижек по теме: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка”.
Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста 1.
Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста», пальчикового театра.
Включение пальчиковой гимнастики в конспекты игр - занятий, комплексы утренней гимнастики, в режимные моменты.
Разучивание потешек, стихотворений с использованием пальчиковых игр.
3-й этап - выполнение проекта.
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей.
Образовательные области | Задачи |
Социально-коммуникативное | - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; |
Познавательное развитие | - стимулировать детей к использованию пальчиковых игр в разных видах деятельности (в познавательной, продуктивной, игровой, коммуникативной); - побуждать детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями; - знакомить детей с названием пальчиков; - развивать умение различать правую и левую руку. |
Речевое развитии | - развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; - обогащать словарный запас; - формировать умение договаривать строки стихотворения. |
Художественно-эстетическое | - развитие чувства ритма и музыкального слуха; |
Физическое развитие | - развитие мелкой моторики; - формировать умение согласовывать движение с речью; - формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх. |
Месяц | Тема недели | Тема |
Октябрь | «Овощи»
| «В огороде» |
«Кукла» | «Игрушки» | |
«Природный мир (рыбка)» | «Рыбки» | |
«Транспорт» | «Транспорт» | |
Ноябрь | «Домашние животные» | «Домашние животные» |
«Кукла» | «Куклы» | |
«Куда листочки спрятались» | «Осень» | |
«Игрушки» | «Игрушки» | |
«Домашние животные» | «Домашние животные» | |
Декабрь | «Одежда и обувь» | «Одежда» |
«Летят снежинки» | «Зима» | |
«Машина» | «Транспорт» | |
«Маленькая елочка» | «Новый год» | |
Январь | «Овощи» | «Овощи» |
«Одежда» | «Одежда» | |
«Домашние животные» (кошка) | «Домашние животные», «Кошки - мышки» | |
Февраль | «Кукла зимой» | «Сорока-белобока», «Куклы» |
«Приметы зимы» | «Зима», «Кулачок» | |
«Транспорт» | «Транспорт» | |
«Транспорт» | «Заводная машинка» | |
Март | «Мамин праздник» | «Мамин день» |
«Домашние животные» (собака) | «Домашние животные», «Добрый пес» | |
«Приметы весны» | «На лесной лужайке», «Дождь» | |
«Наш любимый детский сад» | «Сидит белка на тележке» | |
Апрель | «Что весна нам принесла» | «Дождик, дождик веселей» |
«Петушок и его семья» | «Куд-куда» | |
«Кто нас лечит» | «Раз, два, три, четыре, пять» | |
«Кукла Катя» (мебель) | «Зайка» |
IY этап – подведение итогов:
Созданы картотека пальчиковых игр по темам; пальчиковый театр;
- пальчиковые игры включаются в НОД, используются на прогулке, в повседневной жизни;
- дети мотивируются к использованию пальчиковых игр в самостоятельной деятельности, в играх;
- с детьми разучены стихотворения и потешки, которые можно использовать, как пальчиковые игры;
- разработана информация по теме для родителей;
Взаимодействие с родителями:
-Консультации для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома»
- Памятки для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- Буклет «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
- Размещение информации по проекту: знакомство с проектом «Веселые пальчики».
- Индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалах.
- Обогащение среды: подбор литературы, пальчиковые театры;
Вывод: анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Перспектива на будущее:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики у детей посредством пальчиковой гимнастики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
2. Продолжать пополнять картотеку пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом детей.
3. Пополнять дидактический и теоретический материал по данной теме.
Литература:
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей». - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет /сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики. /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9.
- Соколова Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
- Интернет-ресурсы.
Игрушки для пальчикового театра в группе раннего возраста 1 приобретены и сделаны при помощи родителей
Заключительное занятие по сказке «Теремок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...