Консультация для воспитателей Тема: «Пальчиковые игры и их роль в развитии детей».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Назарова Юлия Анатольевна

   Пальчиковые игры - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Пальчиковые игры и их роль в развитии детей».

Подготовила: воспитатель Назарова Ю.А.

   Пальчиковые игры - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?   Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то  есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.                  О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

   Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:                                                          - стимуляция развития речи у детей раннего возраста                                                                             - помощь детям с задержкой в развитии речи;                                                                                                         - подготовка руки к письму у старших дошкольников;                                                                                  - тренировка внимания, пространственного мышления;                                                                                    - воспитание эмоциональной выразительности.

    Как играть в пальчиковые игры.

- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.                                                                                                                               -Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.                                                                                                               -Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.                                                                                                                                         -При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.            -Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.                                                                                                                       -Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.                                                                                 -Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.                                                                                                                                            -При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.                                                                       -Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.                                                                                                                                                   -Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.                                                                                                                                                                                   -Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.                                              Группы пальчиковых игр.

Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

 Сюжетные пальчиковые упражнения.  «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).                                                                                                     «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.                                        «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.                                                                                    «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.                                                                                                  К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.  Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.                                                                                   «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).                                                                                                                                 «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).                                                                       «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.                                         «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.                          «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.                                                                                                                                            «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.                                                                      «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.                             «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.                                                             Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.                                                                                        Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.                                                                                               «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.                                                                                                                                                      «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.                                             «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

      Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

     Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к...

Консультация для родителей Тема «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Пальчиковые игры,одни из самых любимых игр детей.Чтобы научить ребёнка говорить необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику.Игры с пальчиками развивают не т...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение ...

Консультация для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное,...