Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.
статья
Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.
Сущность и понятие воспитания коммуникативной деятельности
М.С. Каганом было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...»
В.В. Давыдов «...поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека».
Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организационно – коммуникативные умения педагога изложены в Профессиональном стандарте педагога, приводится в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593).
Изучение профессиональной компетентности включает в себя изучение готовности педагога решать:
- Задачи педагогической диагностики;
- Задачи проектирования личностно-ориентированного педагогического процесса в группе;
- Задачи организации взаимодействия с субъектами педагогического процесса;
- Задачи организации предметно-развивающей среды в группе;
- Задачи самообразования
Для обеспечения позитивного конструирования прямой и обратной связи с ребёнком воспитатель должен обладать следующими коммуникативными умениями:
- - конструировать предстоящее общение с детьми;
- – сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребёнком и подгруппой детей;
- – вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности;
- – создавать каждому ребенку личную зону успеха;
- – слушать ребёнка;
- – управлять инициативой в общении;
- – организовывать общение не «от себя», а «от детей»;
- – отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.
риски организации коммуникативной деятельности педагоги зачастую не умеют:
- мотивировать ребёнка на получение результата;
- чётко донести инструкцию и обозначить границы дополнительных разъяснений;
- быстро реагировать на изменения в поведении ребёнка и соответственно менять поставленные задачи;
- адекватно управлять поведением и активностью детей при проведении групповой диагностики;
- быстро фиксировать ответы детей в протоколе.
В структуре коммуникативной деятельности - внешние и внутренние составляющие
Коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внешнее побуждение или внутреннее намерение.
Внешние характеристики:
- - общение со взрослым,
- - формирование коммуникативных навыков,
- - формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.
- 2. Внутренние характеристики:
- - развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;
- - развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности,
- формирование речевой и языковой компетентности ребенка.
Основные направления формирования коммуникативной деятельности в течении года
Второе направление:
Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности: постепенное обучение общению в процессе активного взаимодействия ребенка с другими людьми
Первое направление:
Нормализация речевых процессов; формирование общего и речевого поведения
Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы:
1. базовые, отражающие содержательную суть общения:
- - приветствие;
- - прощание;
- - обращение;
- - просьба о поддержке, помощи, об услуге;
- - оказание поддержки, помощи, услуги;
- - благодарность;
- - отказ;
- - прощение;
1. Методы накопления содержания для коммуникативной деятельности
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:
рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны
рассматривание игрушек,
рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
дидактические игры и упражнения
Процессуальные коммуникативные умения, обеспечивающие общение как процесс:
- умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;
- говорить перед другими;
- слушать других;
- сотрудничать;
- управлять (командовать);
- подчиняться.
Средства, способствующие формированию коммуникативной деятельности
- сюжетно-ролевая игра
- диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова),
- создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман),
- дидактические игры,
- лексические упражнения
В процессе воспитания коммуникативной деятельности у воспитанников формируется:
умение вести диалог, беседу;
- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
Основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду
Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
Оптимизация работы педагогов.
Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое и коммуникативное воспитание ребенка в семье.
Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое, коммуникативное и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.
Психолого - педагогические условия овладения ребенком коммуникативной деятельностью
Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).
Условия развития коммуникативной деятельности
социальная ситуация развития ребенка;
- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.[1]
Примеры нетрадиционных технологий
Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.
Использование песка. помогает опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;
нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;
развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;
координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах (металлофон, флейта).
Направления работы с родителями
ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Семья глазами ребенка". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование);
общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);
коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;
интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);
интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-51025.jpg)
Консультация для воспитателей «Формирование здоровья детей в процессе организации учебной деятельности»
Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-285608-1383385162.jpg)
Формирование звуковой культуры речи детей в процессе организации учебной деятельности
Формирование звуковой культуры речи в процессе организации учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-985262-1515868771.jpg)
«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-983974-1519562804.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"
Предлагаю вашему вниманию презентацию для консультации с педагогами на тему "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1434589-1668403118.jpg)
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде.
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде....
Анкета "Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей"
Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника"....