Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.
статья (подготовительная группа)

Мышкина Ольга Маркеловна

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_razvitiya.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его «умственного развития», который выявляется в словарном запасе. Многие современные родители также думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Мнение современных педагогов по этому вопросу изменилось, на детей с экранов телевидения и других источников информации потоком льются новые слова и выражения, уже зачастую в раннем возрасте дошкольник владеет компьютером, разбирается с техникой лучше, чем взрослый. Словарь дошкольника разнообразен, в своей речи он использует сложные слова и предложения, но это не значит, что также развивается и мышление. У дошкольника ведущую роль в интеллектуальной жизни играем практическое взаимодействие с предметами.  Развитие интеллекта осуществляется тремя способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими).

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в старшем дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе. Воспитателю необходимо разнообразить игровую деятельность воспитанников играми на развитие интеллекта: «Интеллектуальная мастерская»; «Умники и умницы». Подобные игры способствуют развитию психических процессов, умственных и творческих способностей ребёнка; в процессе игровых ситуаций педагог специально направляет активность детей для самостоятельной добычи знаний. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем, обучаясь в школе, ребёнок мог поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности, чтобы успевал работать вместе с классом.

Важным момент в процессе организации развивающих игр и занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Ведь у ребенка рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребёнок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время, увлекательным. Поэтому в играх дети превращаются в путешественников: мореплавателей, воздухоплавателей, космонавтов, становятся конструкторами, исследователями, полярниками. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребёнок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным. Так же важно использовать групповые игры, которые способствуют развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т.д. Без них ребёнку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе.

Кроме того, важно учить детей использовать полученные процессе обучения знания, умения и навыки для генерирования собственных идей и мыслей. Ведь многие профессии и жизненные ситуации требуют от нас именно этих качеств. Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Ум, приученный с детства к действиям по штампу , по готовому рецепту «типового решения», теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. И тут уж многое зависит от педагога – не упустить этот момент, помочь ребёнку облечь мысль в слова, не дать потухнуть этой искорке. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать придётся пройти немалый путь. Темп, скорость прохождение этого пути у каждого ребёнка разный. Нужно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребёнка пережёванной чужими зубами «духовной пищей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Актуальность развития математических способностей у младших дошкольников через игровую деятельность в связи с введением ФГОС»

Консультация для воспитателей «Актуальность развития математических способностей у младших дошкольников через игровую деятельность  в связи с введением ФГОС»...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе....

Картотека интеллектуальных игр для развития мышления старших дошкольников при подготовке к школе

Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр направлен, прежде всего, на развитие мыслительных функций ребенка, элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и от...

Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством игры в шахматы»

Данное методическое пособие посвящено  игре в шахматы  как  средству развития  интеллектуальных способностей у старших  дошкольников. Представленные в пособии  игры...

Мастер – класс для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников....