Мастер – класс для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр»
методическая разработка

Шахгильдянц Мариэтта Филипповна

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер - класса с опытом работы по выстраиванию процесса развития ребенка через логико-математические игры.

2.Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-образовательном процессе детского сада и семье.

Оборудование: мультимедиа, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт» Воскобовича, презентация, «Кубики Никитина».

План проведения:

1.Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников.

2.Игры и технологии Воскобовича.

3.Палочки Кюизинера. Блоки Дьенеша.

4.Игры Никитина.

5.Рефлексия.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I этап. Вводное слово.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг…

А. С. Пушкин

- Сегодня я, предлагаю вам принять участием в мастер - классе «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр».

Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников.

    Долгое время детство воспринималось как период подготовки ребенка к школе, сейчас мы понимаем самоценность этого периода самого по себе. Неоднократно повторяя высказывание Александра Григорьевича Асмолова: «Детство ради детства» (на экране портрет А. Г. Асмолова с цитатой, все глубже понимаешь ее значение.

      Значимость интеллектуального развития детей дошкольного возраста подчеркивали в своих трудах известные ученые, педагоги-практики и психологи, актуальным оно остается и сейчас, в свете нового закона об образовании и государственных стандартов дошкольного образования. Однако теперь перед нами стоит задача отойти от «знаниевой парадигмы», не сводить детство к обучению, развитие – вот цель современного дошкольного образования!

       Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.

Общение, познавательно-исследовательская деятельность, игра – это те сквозные механизмы, которые позволят нам развивать интеллект ребенка, не сводя тот процесс к обучению.

Импровизированный мониторинг.

    Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

    А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).

     Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.

     Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.

Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).

     Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

      Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

II этап.  Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»

    У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича): Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата.

    С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом.

Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.

     Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:

     Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек) .

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

III этап. Палочки Кюизинера. Блоки Дьенеша.

(сообщение прилагается)

IV этап. Игры Никитина.

(сообщение прилагается)

V этап. Экспериментирование

    С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный) .

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

    Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.

V. Итог. Рефлексия.

- Для того чтобы нам подвести итог нашего мероприятия, предлагаю если данная информация стала для Вас полезной на лучах солнца написать именно понравилось, если информация бесполезна - наклеить синие стикеры - капельки и написать что хотели бы добавить.

(педагоги оставляют свои отзывы)

Решения.

1.Продолжать интеллектуальное развитие дошкольников средствами логико-математических игр.

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, педагоги ДОУ.

2.Внедрять инновационные педагогические технологии с целью повышения качества образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.

     И в заключении нашего мероприятия  Притча от Шалвы Амонашвили.

Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.

— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?

— Верно! — удивился прохожий.

— Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.

— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.

— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.

— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

— А меня больше радуют твои пёрышки…

Благодарю за участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

  Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».

Цель мастер - класса:  Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и...

Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии».

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связа...