Мастер – класс для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр»
методическая разработка
Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр»
Цель: создание условий для передачи педагогического опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер - класса с опытом работы по выстраиванию процесса развития ребенка через логико-математические игры.
2.Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-образовательном процессе детского сада и семье.
Оборудование: мультимедиа, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт» Воскобовича, презентация, «Кубики Никитина».
План проведения:
1.Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников.
2.Игры и технологии Воскобовича.
3.Палочки Кюизинера. Блоки Дьенеша.
4.Игры Никитина.
5.Рефлексия.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I этап. Вводное слово.
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг…
А. С. Пушкин
- Сегодня я, предлагаю вам принять участием в мастер - классе «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр».
Актуальность проблемы интеллектуального развития дошкольников.
Долгое время детство воспринималось как период подготовки ребенка к школе, сейчас мы понимаем самоценность этого периода самого по себе. Неоднократно повторяя высказывание Александра Григорьевича Асмолова: «Детство ради детства» (на экране портрет А. Г. Асмолова с цитатой, все глубже понимаешь ее значение.
Значимость интеллектуального развития детей дошкольного возраста подчеркивали в своих трудах известные ученые, педагоги-практики и психологи, актуальным оно остается и сейчас, в свете нового закона об образовании и государственных стандартов дошкольного образования. Однако теперь перед нами стоит задача отойти от «знаниевой парадигмы», не сводить детство к обучению, развитие – вот цель современного дошкольного образования!
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.
Общение, познавательно-исследовательская деятельность, игра – это те сквозные механизмы, которые позволят нам развивать интеллект ребенка, не сводя тот процесс к обучению.
Импровизированный мониторинг.
Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:
– Великий русский поэт?
– Фрукт?
– Часть лица?
– Домашняя птица?
А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).
Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.
Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.
Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).
Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).
Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.
В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:
1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)
2) Сколько лап у двух собак? (8)
3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).
4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)
5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)
6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)
- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.
II этап. Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»
У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича): Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…
– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.
– Совершите второе превращение квадрата.
С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом.
Упражнения на развитие памяти
– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.
Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:
Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек) .
– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)
– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)
– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)
– Сколько всего предметов было? (8) .
III этап. Палочки Кюизинера. Блоки Дьенеша.
(сообщение прилагается)
IV этап. Игры Никитина.
(сообщение прилагается)
V этап. Экспериментирование
С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:
– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).
– Какой вариант предлагаете вы?
– Давайте опробуем.
– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный) .
– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)
– Теперь он выдержит стакан? (нет)
– Почему? (лист не достаточно жесткий)
– Как можно увеличить жесткость листа?
– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)
– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)
– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)
– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.
Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.
V. Итог. Рефлексия.
- Для того чтобы нам подвести итог нашего мероприятия, предлагаю если данная информация стала для Вас полезной на лучах солнца написать именно понравилось, если информация бесполезна - наклеить синие стикеры - капельки и написать что хотели бы добавить.
(педагоги оставляют свои отзывы)
Решения.
1.Продолжать интеллектуальное развитие дошкольников средствами логико-математических игр.
Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, педагоги ДОУ.
2.Внедрять инновационные педагогические технологии с целью повышения качества образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.
И в заключении нашего мероприятия Притча от Шалвы Амонашвили.
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…
Благодарю за участие и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"
Передо мной стоит задача - развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают своеобразный микроклим...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...
Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...
Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».
Цель мастер - класса: Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и...
Мастер-класс для педагогов: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии».
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связа...