методические рекомендации по использованию ППС
материал (подготовительная группа)
Методические рекомендации по использованию ППС в подготовительной группе в процессе реализации образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 241.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с.Леуши
Методические рекомендации по использованию предметно-пространственной среды подготовительной (комбинированной) группы «Красная шапочка» МКДОУ детский сад «Сказка» с.Леуши в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования
Воспитатели:
Екатерина Андреевна Пилипук
Елена Ильдаровна Муратова
2020 год
Пояснительная записка
Одним из условий Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) к реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) является – развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС). Согласно ФГОС ДО РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п.3.3.2). РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п.3.3.4).
ООП ДО МКДОУ детский сад «Сказка» с.Леуши составлена в соответствии с примерной ООП ДО «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. В Программе «От рождения до школы» главная задача педагога при организации РППС состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей. При этом авторы отмечают, что обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты РППС, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная.
Содержание РППС подготовительной (комбинированной) группы
Пространство группы разделено на центры и уголки, оснащенные большим количеством развивающих материалов (книгами, игрушками, материалами для творчества и т.д.) и продуктами детской деятельности (рисунками, аппликациями, поделками, книжками-малышками и т.д.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого.
В свободной деятельности в центрах (уголках) активности главную роль занимает ребенок, педагог лишь подстраивается под деятельность детей, либо ненавязчиво направляет их.
В группе выделены следующие центры (уголки) активности (таблица 1):
Таблица 1 Центры (уголки) активности и действия детей и педагогов в них | |||||
Центр (уголок) | Наполняемость центра (уголка) | Активность детей в центре (уголке) | Действия педагога | Вид деятельности | |
- центр эмоций; | Стенд с эмоциями. Фотографии детей. | Дети знакомятся с эмоциями людей, делятся своими эмоциями в тот или иной промежуток времени. Обсуждают, почему и при каких обстоятельствах могут возникнуть те или иные эмоции. | Обсуждает вместе с детьми эмоции в тот или иной промежуток времени, рассматривает иллюстрации и фотографии людей, рассуждает, почему сейчас человек грустит, радуется, удивляется и т.д. | Коммуникативная; Игровая | |
- центр изобразительного искусства и народного творчества; | Альбомы с народными художественными росписями. Раскраски для девочек и мальчиков. Материалы для рисования (бумага разного размера, карандаши, краски, кисти, непроливайки, трафареты и т.д.). Материалы для поделок и аппликации (цветная бумага, картон, клей, ножницы с тупыми концами и т.д.). Материалы для лепки (досочки, пластелин, стеки). Детские поделки и рисунки. | Дети, в свободной деятельности, могут заниматься художественным творчеством, воплощать в жизнь свои творческие идеи и фантазии. Изготавливают книжки-малышки. Раскрашивают тематические картинки и т.д. Делают поделки из природного и бросового материала. | Обсуждает с детьми материалы, используемые при создании работ. Интересуется, каким образом ребенок создал ту или иную работу, побуждает его рассказать о всех этапах – от начала и до конца. | Изобразительная | |
- уголок дежурных; | Стенд «Уголок дежурных» с индивидуальными картинками детей. Фартуки и косынки. Фотографии детей. | Дети определяют, кто из них сегодня дежурит в группе, ставят свою картинку. Надевают фартуки и косынки для дежурства. Рассматривают свои фотографии. | Помогает детям, сохраняя их эмоциональное благополучие, выбрать дежурных. Меняет фотографии детей. Поощряет детей за помощь и трудовые поручения. | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
- патриотический уголок; | Государственные символы России; Герб Кондинского района; Герб Ханты-Мансийского автономного округа; Фотография Президента РФ; Фотография Главы Кондинского района; Фотография Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа-Югры; Карта Кондинского района; Национальные куклы; Берестяные поделки: корзинка, шкатулка, туясок; Исторический фотоальбом "Мой Лиственичный"; Настольная игра "Твоя малая Родина"; Настольная игра "Государственные символы России"; Этно-раскраски; Продукты детской проектной деятельности; Книги: "Сказки народа Ханты", "Сказки народов севера", "Новая заря над Кондой". | Рассматривают изображения Государственных, региональных и районных символы, альбомы, книги; Раскрашивают раскраски; Изготавливают поделки. | Знакомит детей с государственными, региональными и районными символами; побуждает детей изготавливать национальные поделки, раскрашивать картинки; обсуждает с детьми национальные орнаменты; помогает детям оформить продукты проектной деятельности по тематике. | Познавательно-исследовательская; Игровая; Коммуникативная; Восприятие художественной литературы | |
- математический центр; | Лепбук "Удивительная математика"; Познавательная игра-лото "Математика"; Геометрические фигуры; Дидактические игры "Числовые домики" и др.; "Учим часики"; Часы; Логические блоки Дьенеша; Головоломки: Игры Никитиных "Сложи квадрат", танграм и др.; Счетный материал; Математические счеты, линейки; Математический пенал (счетные палочки, цифры, геометрические фигуры); Счетные дощечки и т.д. | Дети считают, измеряют, играют в математические игры, собирают головоломки и выкладывают фигуры из палочек; решают простые задачки; знакомятся с цифрами; учатся определять время по часам и т.д. | Показывает детям, как пользоваться имеющимися в центре материалами. Предлагает подсчитывать предметы, с которыми они играют. Предлагает детям использовать условные мерки для измерения предметов. Играет в настольные математические игры с детьми. | Игровая; Познавательно-исследовательская | |
- шахматный уголок; | Демонстрационная магнитная шахматная доска с фигурами; Схемы ходов фигур; Фото гроссмейстеров Гарри Каспаров, Анатолий Карпов и др.; Шашки; Стол для игры; Книги для детей. | Дети играют в шашки и шахматы, рассматривают схемы и книги. | Педагог знакомит детей с фигурами, их расположением на доске. Учит играть в шахматы и шашки, играет в партии вместе с детьми, если ребенок изъявляет желание. | Игровая; Коммуникативная | |
- центр дидактических игр; | Пазлы; Лото; Дидактические игры: "Дома и гаражи"; «Четвертый лишний»; «Дикие и домашние животные"; "Интересные профессии", "Гнездо, улей, нора", "Что в моей корзинке" и т.д.; Настольные игры. | Дети выбирают игры по интересам и играют индивидуально, парами или подгруппами. | Педагог обновляет уголок по сезону, по тематике недели и т.д. При желании детей, играет вместе с ними. Объясняет правила новых игр. | Игровая; Коммуникативная | |
- уголок безопасности; | Дорога с машинами и пешеходами; Дорожные знаки; Жезл; Дидактические игры: "Знаю правила дорожного движения", "Безопасность на дороге" и др.; Светофор; Иллюстрации по безопасности дорожного движения и т.д. | Дети играют в игры по ПДД (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), изучают правила, рассматривают иллюстрации и т.д. | Педагог знакомит с ПДД, рассказывает о знаках дорожного движения, предлагает игры. | Игровая; Коммуникативная; Двигательная | |
- центр движения; | Кегли; Мячи; Бубен; Свисток; Массажные дорожки; Обручи. | Дети играют в подвижные игры; ходят по массажным дорожкам, играют в мячи разного размера, выполняют упражнения и т.д. | Педагог напоминает о правилах поведения в центре движения, чтобы активность была безопасной. После сна предлагает детям пройти по массажным дорожкам. Организует подвижные и малоподвижные игры. | Игровая; Двигательная; Музыкальная; Коммуникативная | |
- центр сюжетно-ролевых игр; | "Больница" (медицинский халат, колпак, градусники, муляжи лекарственных средств и т.д.); "Магазин" (кассовые аппараты, деньги, коробочки, муляжи: овощи, фрукты и т.д.); "Дом" (мягкий диван, стол, табурет, телевизор, телефон, посудка, продукты, кроватка, кукольный стульчик для кормления, куклы, игровой набор кухня и т.д.). «Парикмахерская» (тюбики; баночки; фен; расчески; зеркало; стульчик и т.д.). | Дети распределяют роли в играх, обыгрывают ситуации, основанные на витагенном опыте. | Участвует в сюжетно-ролевых играх вместе с детьми. Разговаривает с ними от имени воображаемого персонажа. Интересуется, в какую игру играют дети, и чем будут заниматься персонажи. Говорит с детьми об эмоциях чувствах во время игры с куклами. Не контролирует игру детей. Предлагает наряды для перевоплощения в разные роли. | Игровая; Коммуникативная; Двигательная | |
- центр ряжения; | Головные уборы (шляпа, колпачок новогодний, фуражка, шапочки-маски); Русские народные платья в горох; Русские народные рубахи; Зимние шубки; Пояс. | Дети наряжаются для сюжетно-ролевых или театральных игр. | Игровая; Коммуникативная | ||
- театральный центр; | Маски для детей; Театральные вязаные герои для театра на руку и на пальчик; Театр на палочке; Музыкальные инструменты; Настольный мини-театр по сказке "Репка". | Обыгрывают различные знакомые сказки. Придумывают собственные сказки и показывают их. Изготавливают атрибуты для театра. | Игровая; Коммуникативная; Двигательная; Изобразительная; Музыкальная | ||
- литературный уголок; | Детская художественная литература. Детская познавательная литература. Стенд с картинками, буквами, словами. Портреты писателей. Мнемотаблицы для рассказывания. | Рассматривают иллюстрации в книгах. Рассказывают знакомые сказки. Дети, начинающие читать, используют азбуку. С помощью мнемотаблиц составляют рассказы. Если возникает желание придумать собственную сказку, рассказ и т.д., дети могут переместиться в центр изобразительного искусства и народного творчества. | Во время чтения должна сохраняться дружеская и комфортная обстановка. Педагог читает в уголке с небольшим количеством детей, выразивших желание. Выбирает книгу, соответствующую теме недели. Однако, если ребенок хочет послушать о другом, учитывает его пожелания. Задает детям вопросы по прочитанному, обсуждает иллюстрации. При чтении ведет пальцами от слова к слову по мере чтения – таким образом, ребенок сможет следить за читаемыми словами. Играет с детьми в словесные игры. | Восприятие художественной литературы; Коммуникативная | |
- центр экспериментирования; | Коллекция горных пород; Лабораторное оборудование (пипетки, сосуды, пробирки, воронки, лупа, микроскопы, чашечки Петри); Природный материал (уголь, песок, глина, гравий, чернозем, сухие листья, желуди, шишки, веточки); Крупы, вещества (соль, сахар, сода, растительное масло); Карточки для проведения опытов; Познавательная литература для детей; Настольные игры: веселая лаборатория, образовательная лаборатория. | Дети проводят элементарные детские опыты, исследуют предметы и объекты. Пополняют коллекции. Изготавливают поделки из природного материала. Рассматривают познавательную литературу. | Если дети проявляют интерес к природе, то помогает им подобрать книгу, в которой они могли бы найти подробную информацию по теме. Поощряет детей приносить с прогулки интересные природные объекты и пополнять ими коллекции. Подсчитывает и сравнивает количество объектов в коллекциях. Учит правильно пользоваться имеющимися инструментами. Побуждает детей с их помощью исследовать новые объекты. Расспрашивает детей об открытиях. Проявляет вместе с детьми исследовательское любопытство, находит ответы на возникающие вопросы. Делится с детьми собственными наблюдениями и открытиями. | Игровая; Познавательно-исследовательская; Коммуникативная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование из разного материала | |
- уголок природы; | Глобус; Календарь погоды и природы; Наглядный материал; Экологические игры; Природный материал; Лепбук "Сохраним природу"; Обучающая игра "Сортировка мусора"; Дидактические игры: "Предметы из сюжетов", "Подбери по смыслу", "Половинки Фрукты, овощи, ягоды" и др. | Дети ведут календарь природы и погоды, играют в настольные игры по тематике, рассматривают лепбук и т.д. Учатся элементарному труду в природе (уход за комнатными растениями, посадка и выращивание культурных растений). | Игровая; Познавательно-исследовательская; Коммуникативная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование из разного материала | ||
- центр строительства; | Большие и малые деревянные кубики; Конструктор разного размера. | Дети по собственным задумках выполняют постройки из разных материалов и обыгрывают их. | Рассказывает детям о конструкторе, используя слова, обозначающие геометрические фигуры. Во время уборки особое внимание уделяет правильному размещению на полках деталей конструктора, при необходимости подсказывает детям. Интересуется постройками детей: что они строят, почему используют именно такие кубики. Задает развивающие вопросы. | Игровая; Коммуникативная; Конструирование из разного материала | |
- уголок уединения. | Мягкий модульный угол с зеркальным изображением; Мягкие подушки; Столик с книгами. | Дети могут отдохнуть от естественного шума, побыть одни. Эмоционально разгрузиться. Успокоиться. | Педагог следит за тем, чтобы ребенок мог отдохнуть, чтобы возле уголка не было шумных и подвижных игр. |
Заключение
РППС в группе является важнейшим условием развития детей в свободной деятельности. Дети учатся общаться друг с другом, мирно выходить из спорных ситуаций. Обогащают свой жизненный опыт через различные виды деятельности. Работа по обогащению, смене и оформлению РППС ведется в течение всего учебного года. Большую роль в этом играют и родители воспитанников, которые изготавливают атрибуты для центров (уголков) активности – для театрального центра, уголка ряжения, центра сюжетно-ролевых игр и др.
Дополнительно в группе имеются: интерактивная доска, проектор, ноутбук, интерактивная панель «Времена года».
Список литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...
Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Методическая разработка по теме :" Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
техники рисования нетрадиционным способом....
Методическая разработка "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
quot; Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности "...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
quot;Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...