Викторина "Добро пожаловать в сказку"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект разработан для закрепления знаний детей о сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_viktorina.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА
«Добро пожаловать в сказку»
Цели:
- закрепить знания детей о прочитанных сказках, представления о жанровых особенностях сказки;
- учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
- участвовать в рассказывании, точно отвечать на вопросы;
- развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.
Ход викторины:
(Под музыку появляется Фея.)
Фея: Здравствуйте, ребята!
Я Фея сказок и чудес,
Я шла к вам долго через лес,
Равнины, горы и моря,
И вот я с вами здесь, друзья!
Я пришла к вам из Страны сказочных чудес и хочу предложить вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие.
На чем мы туда отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Думаю, можно выбрать ковер-самолет. Вот этот ковер по взмаху моей волшебной палочки превратится в летающий. Усаживайтесь поудобнее.
А теперь закройте глазки.
Мы уже не дома — в сказке.
Мы не просто так сидим,
Мы уже летим, летим!
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец цветов» из балета «Щелкунчик».)
Фея: Вот мы и в Стране сказочных чудес. Добро пожаловать! Посмотрите, как красиво вокруг! Хотите поиграть в превращения? К кому я прикоснусь своей волшебной палочкой, тот превратится в сказочного героя.
Игра «Превращение»
Дети встают в круг и двигаются под музыку. Фея, закрыв глаза, вращается в противоположном направлении. Как только музыка заканчивается, Фея открывает глаза. Тот ребенок, против которого она остановилась, будет «превращаться». Фея загадывает загадку о сказочном персонаже. Ребенок, отгадав загадку, получает сказочную шапочку, становится в центр круга.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Буратино нам покажет,
Как умеет танцевать.
Сейчас царевна нам покажет...
Серый Волк сейчас покажет...
Шапочка сейчас покажет...
Чиполлино нам покажет...
Ребенок в центре круга показывает танцевальное движение, дети повторяют за ним. Ребенок, до которого Фея дотрагивается палочкой, выбирает себе сказочную шапочку и загадывает остальным детям загадку о персонаже, в которого «превратился». Дети называют сказку, в которой «живет» этот персонаж.
Ведущий предлагает разделиться на 2 команды, чтобы узнать, кто же лучше знает сказки. (Дети делятся на команду Гномов и команду Эльфов, надевают элементы костюмов.) Таким образом, получилось две команды. Каждая команда занимает в зале свои места.
Фея: Ребята, вы знаете, кто такие гномы и эльфы?
(Ответы детей.)
Эльфы – это духи леса, которые помогают человеку.
Гномы – это подземные жители, хранители кладов.
Блицконкурс
Фея предлагает командам на время (за 1 мин) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команд отвечают не раздумывая.
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк.)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были.)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба.)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса.)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино.)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка.)
Что не смогли вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку.)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа.)
Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле –Лукойе.)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья.)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар.)
За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов.)
Что усыпило Белоснежку? (Яблоко.)
(После блицтурнира подсчитываются жетоны и подводятся итоги конкурса.)
Фея: Много-много вы сказок знаете, а сегодня мы узнаем, хорошо ли вам известны сказки, в которых живут маленькие человечки: эльфы, феи, тролли, гномы...
(Появляются три гнома.)
Гномы:
Как хорошо, что нас здесь ждут, ведь мы – гномы.
Я – гном Путалка.
Я – гном Забывалка.
Я – гном Загадалка.
1 задание «Вспоминаем сказки»
Гном Забывалка: Собрала я, ребята, все книжки в лесу. Только в них все страницы перепутались. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. За правильные ответы команды будут получать фишки.
- Из какой сказки следующие строчки: «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная и хорошенькая»? (Дюймовочка.)
- О ком идет речь: «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком»? (Об Оле-Лукойе.)
- Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница»? (Полевая мышь.)
- Кто же так думал ранним утром: «Мне это, наверно, снится или чудится. Через минуту-другую я опять стану прежним»? (Нильс.)
- О ком идет речь: «Ему ужасно повезло, если бы он остался в шляпе чуть подольше, неизвестно, какая бы участь его ожидала...»? (Муми-тролль.)
- Чьи это слова: «Да здравствует вечная тьма и вечный холод! Так будет! Так хочет король!»? (Гномов и троллей.)
Выигрывает команда, угадавшая большее количество сказок.
2 задание «Помоги герою найти свою сказку»
Гном Путалка: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки. Дети узнают героев сказок, находят книжку, в которой они живут и добавляют в нее страницу с изображением героя. Герои «поселяются» в свои сказки.
Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.
3 задание «Сказочный наряд»
Фея предлагает командам построиться в две колонны. Выбирается по одному участнику от команды, которого будут наряжать. Он становится напротив своей команды на другом конце зала. Посередине в общей куче лежат костюмы сказочных героев (принцессы и Бабы-Яги и др.).
По сигналу под музыку командам предлагается нарядить своих участников, подбегая по одному. Оценивается скорость и оригинальность наряда.
4 задание «Волшебный экран»
Гном Загадалка: Некоторых героев сказок мы так и не нашли. Нам поможет волшебный экран. Но сначала вы должны догадаться, кто же это будет. Определить имя героя можно по музыке, которая прозвучит.
(Звучит музыка Э. Грига «Танец эльфов», «Кобольд»; «Гном» М.П. Мусоргского; «Горный король» Э. Грига; «Кикимора» музыка А. Лядова «Баба Яга» музыка П.И. Чайковского. Дети определяют имя героя и называют сказки, из которых они пришли и на экране появляется изображение отгаданного героя. Побеждает команда, назвавшая больше героев и правильно определившая сказки.)
Театральная пауза
Командам предлагается отдохнуть и посмотреть сценку из сказки «Дюймовочка».
5 задание «В чем ошибся художник?»
Фея: Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире, пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину нелепиц по сказкам.) Посмотрите на картину и расскажите, что неправильно нарисовано. Побеждает команда, назвавшая больше другой нелепиц.
6 задание «Волшебные шляпы»
Командам предлагается дорисовать героям их головные уборы.
Музыкальная пауза «Волшебная шляпа»
7 задание – «Мозаика из сказок»
Гномы читают отрывки из сказок, дети должны сказать, сколько отрывков и из каких произведений.
Театральная пауза
Командам предлагается отдохнуть и посмотреть сценку из сказки «Белоснежка и 7 гномов»
Фея: Вот и подошла наша игра к концу. Сейчас мы подсчитаем количество жетонов и узнаем победителей.
(Подведение итогов.)
Фея: Пора нам лететь обратно. Занимайте места на ковре-самолете.
(Дети усаживаются на ковер, поют песню о сказках или сказочных героях.)
Фея: Наше путешествие закончено. Прощайте! До новых встреч!
Использованная литература:
Сухин И.Г. «Литературные викторины для дошкольников и младших школьников» (М.: Новая школа, 1996. – 176 с.)
Сказки Г.Х. Андерсена.
Топелиус С. «Сампо-Лопаренок» .
Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
Синклер Э. Гномобиль. Гненобычные гновости о гномах. Повесть-сказка: Пер. с англ. И. Токмаковой.
Туве Янссон «Муми-тролль».
Словарь сказочных героев
Гномы — сказочные карлики, согласно сказаниям они бородаты, живут под землей и славятся богатством и мастерством. Гномы могут вознаградить за доброту и жестоко наказать за равнодушие.
В мифологии мужские гномы обыкновенно безобразны, женские гномиды красивы и называют их Тюхами.
Тролли — существа, фигурирующие во многих сказках. Тролли представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку.
Го́блины — сверхъестественные человекоподобные создания, живущие согласно западно-европейской мифологии в подземных пещерах и не переносящие солнечный свет.
Кобольд — означает «владыка помещения». Кобольдам приписываются подшучивания над людьми, они постоянно возятся и шумят. Описываются они в виде карликов, обычно безобразных; часто представляются в виде подземного жителя с серой кожей, одаривают кобольдов копытами, ногами, похожими на козлиные, но без шерсти, с вытянутым лицом. Часто являются врагами гномов. Иногда кобольдам приписывают боязнь Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..
Эльфы — описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы.
Феи — воздушные и нежные, как сон, их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня.
Знаменитого Оле-Лукойе Г.Х. Андерсена тоже можно назвать гномом – добрым гномом, который приносит детям сны.
Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он поднимается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Подует и головки у них сейчас же отяжелеют. Это совсем не больно — у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот, он и уложит их, а потом уж начинает рассказывать истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать в сказку" по программе У.М.Ивановой "Я сам артист"
Театрализованная игра для младшего дошкольного возраста....
интегрированное занятие «Добро пожаловать в сказку»
Цель: Заинтересовать театральной деятельностью.Задачи: - В процессе занятия показать возможности проявления творчества и фантазии.- Определить творческий потенциал детей через участие их в ...
Викторина для детей подготовительной группы на тему: «Добро пожаловать в сказку»
викторина на закрепление знаний о книгах...
«Развитие изобразительного творчества средствами цвета у младших дошкольников с применением игровых технологий.» «Добро пожаловать в сказку»
Методическое объединение (средняя группа)....
Лэпбук "Добро пожаловать в сказку"
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию лэпбук «Добро пожаловать в сказку»Почему «Добро пожаловать в сказку»?. А потому что, сказка за...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Добро пожаловать в сказку".Задачи:1.Упражнять в грамматическом оформлении высказывания , использовании прямой речи;2.Развивать артик...
"Добро пожаловать в сказку"
Данное занятие направлено на формирование умения пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования....