Развитие речи ребенка в режимных моментах
консультация (старшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_v_rezhimnyh_momentah_2.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ «ДЕТСКИЙ САД №18»

        

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»

(консультация для воспитателей)

                                                                      Подготовила:

                                                                    воспитатель   высшей                                                                

                                                                                 кв. категории

                                                                                 Налейкина Н.А.

                                                                                       

Саранск- 2021 уч. год.

     Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

     Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Он приучает организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.

Игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.

В режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. В игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

Утренняя гимнастика играет важную роль в развитии речи, если в нее включены: самомассаж, координация речи с движениями, дыхательные упражнения.

Процесс умывания необходимо  сопровождать  потешками, стихами, беседой.

Мыли, мыли, мыли, мыли –

Мыли, мыли руки с мылом,        

Мыли теплою водой,        

Бело-набело отмыли.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут их успокоить.

     Во время дежурства по столовой привлекать внимание детей к посуде, которую расставляют на стол дежурные. Рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Перед приемом пищи  вспоминаем,  как мы должны сидеть за столом, как мы должны кушать.  Обязательно проговариваем  названия блюд.

      Во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

1.Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу?(Теплую, зимнюю.)

2. Показ и рассматривание одежды.        

Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды(карманы, рукава, воротник, отделку).

3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

На прогулке играем в подвижную  игру. Обсуждаем правила игры, технику безопасности. Часто игры сопровождаются словами. Учим их, добиваемся четкого произношения каждым ребенком.

На прогулке всегда проводятся наблюдения за живой и не живой природой. После  наблюдений можно  предложить  детям составить или придумать сказку, рассказ об объекте наблюдения.

Хороши в работе игры с пальчиками (используются в разных режимных моментах), сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие  речи.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи,  кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой так и левой рукой.

     Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. При укладывание хорошо подойдут потешки, чтение сказок, слушание колыбельных песен.

Для развитие связной речи  можно использовать  чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.

В заключении хочется отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов и родителей.

https://www.maam.ru/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/06/metodika-provedeniya-sna-v-dou

https://multiurok.ru/files/razvitie-rechi-doshkolnikov-v-rezhimnykh-momentakh.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/07/08/rabota-zamestitelya-zaveduyushchego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в режимных моментах.

Успех  коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей....

Развитие речи детей в режимных моментах.

Презентация для воспитателей...

Работа воспитателя по развитию речи во время режимных моментов

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы. Воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Вос...

Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...

«Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях»

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...