Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Консультация для родителей.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_dou.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад № 133 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Басистая Елена Сергеевна – воспитатель
Как организовать предметно-развивающую детскую среду в семье
для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи.
Консультация для родителей.
В каждой группе детского сада создана предметно-развивающая среда. Что это такое? Предметно-развивающая среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, обеспечивающая возможность одновременного включения в активную познавательно-творческую деятельность детей. Развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо создание вокруг них предметно-развивающей среды в семье, которая позволила бы им свободно играть, двигаться, самостоятельно пользоваться необходимыми предметами и игрушками, собранными в отведенном для них месте.
Родители, так же, как и воспитатели должны учитывать образовательные, физические и индивидуальные потребности, как здорового ребенка, так и ребенка с проблемами развития.
Прежде всего постарайтесь окружить ребенка «умными», развивающими, здоровьесберегающими игрушками, создайте для него игровой уголок или оборудуйте отдельную детскую комнату, глее ему будет легче сохранять порядок и он будет чувствовать себя хозяином, самостоятельной личностью. Детскую комнату или уголок оформите в соответствии с пожеланиями и интересами ребенка, его индивидуальными способностями и возможностями, сделайте ящики для игрушек, полки для книг. Стены комнаты украсьте насыщенными, но не слишком броскими изображениями: комната или обустроенный детский уголок должны быть светлыми, теплыми, легкопроветриваемыми; кроватку поставьте у окна, удобный стол и стул, где бы он мог сидеть, рисовать и лепить, расположите в самой светлой части комнаты. На стену можно прикрепить магнитную доску для занятий, повесить часы с большим циферблатом.
С особой ответственностью продумайте создание отдельных зон развития: игровой зоны, зоны для занятий, релаксирующей зоны (зоны отдыха).
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свои работы (рисунок), украсить ею свою комнату.
Нужно знать, что на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Если ребенок проводит в одной позе (например долго сидит), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стенке ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.
Приучайте ребенка к порядку в детской комнате, воспитывайте у него ответственное отношение к своим вещам, предметам, игрушкам, поступкам. Для того, чтобы воспитывать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корзины. Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки с крышками, или раскладывать на полки.
Игрушки и предметы должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. Не следует использовать объекты шаршеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественных расцветок.
При выборе игрушек обращайте внимание на то, чтобы функционально они соответствовали следующим требованиям:
- радовали малыша и вызывали у него положительные эмоции;
- не утомляли и не перегружали ребенка;
- вызывали интерес, обладали игровой динамикой, стимулировали к активному действию;
- расширяли кругозор ребенка, побуждали к познавательно-исследовательской деятельности;
- были гигиенически безопасными, воспитывали художественный вкус;
Игрушка бывает вредна, если провоцирует ребенка на агрессию и жесткость; вызывает страх и тревогу; вызывает психическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка.
Игрушка полезна, если она безопасна, привлекательна и эстетична; соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка; полифункциональна (предоставляет возможность для развития разных способностей ребенка); выполнена из экологически чистых материалов.
Пятилетний ребенок предает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому у вас могут быть такие игровые наборы, как куклы разных полов, профессий, мягкие игрушки, не очень крупных размеров, наборы посуды, мебели, одежды, разнообразные виды транспорта.
Из дидактических игр предпочтительны игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); игры типа лото, домино, парных картинок, развивающие игры, например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Танграм».
В этом возрасте у детей появляется интерес к языку, речи. Желательно, чтобы была полка для книг с произведениями художественной литературы, познавательной и справочной, обучающие книги, а также рабочие тетради.
Уделить внимание нужно и развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи, поэтому желательно приобрести крупные мозаики, пазлы, вкладыши, игрушки с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, волшебный экран, различные виды конструкторов.
Не следует выкладывать сразу все игрушки и материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка в детской комнате потребует слишком много времени и усилий.
А еще, советуем, родителям стараться привлекать ребенка к совместному труду по дому, так как это способствует формированию у него практических умений и навыков, делает его активным членом семьи, развивает личностные качества.
При правильном подходе к ребенку он с удовольствием будет выполнять все родительские просьбы и поручения, сознавать себя полноценным участником совместной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"
Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....
Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи
В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...
Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте «Учим звук и букву Ш»
Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте «Учим звук и букву Ш»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"
Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель: Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...
« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»
laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...
Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»
Консультация для родителей «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к школе»...