Доклад "Усложнение приемов изображения деревьев в разных возрастных группах"
материал (средняя группа)

Строкова Галина Дмитриевна

В докладе делаю анализ программных задач в разных возрастных группах по обучению рисованию деревьев, рассматриваю приемы изображения деревьев в каждой возрастной группе детского сада. Подробно рассказываю, как рисовать отдельные виды деревьев. 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Усложнение приемов изображения деревьев в разных возрастных группах»

на педагогическом совете:

« Роль педагога в художественно-творческом развитии дошкольников»

 

 

15.11.2019г.

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Строкова Галина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Солнечногорск

2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Усложнения приемов изображения деревьев

в разных возрастных группах»

 

 

Ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге различные загогулины и каракули, и это поощряется, так как в процессе вырисовывания загогулин ребенок узнает карандаш, фломастер, кисточку и краски и привыкает к ним.

Эти  навыки заключаются в очень простых вещах, которые являются основой рисования: это умение проводить вертикальные и горизонтальные прямые линии карандашом, фломастером гуашью. Высшее мастерство ребенка в усвоении базовых навыков рисования заключается в том, что он научается рисовать замкнутые линии: круг, овал, абстрактную фигуру теми же инструментами - карандашом, фломастером, а затем и кистью с красками. Умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, умение рисовать круг и овал позволять детям нарисовать все, что они захотят: животных, птиц, деревья, автомобили и т.д. Все, что им понравится в жизни, они смогут изобразить с помощью замкнутых и прямых линий. И это не шутка, а основа живописи.

 

 

 

Анализ программных задач в разных возрастных группах.

Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев разных пород в предметном рисовании:

 - Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.

- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.

- Учить применять разную технику рисования.

- Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

Для каждой возрастной группы дошкольников постановка задач при обучении предметному рисованию имеет свою специфику.

Задачи обучения в первой младшей группе ставятся с учетом того, что с ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями, однако у него маленький опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей:

- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат, желание испробовать свои силы;

- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими.

Вот, например, как нарисовать дерево, владея базовыми основами живописи.

Дерево растет на земле, следовательно, ребенок должен обозначить место, из которого растет ствол дерева, прямой горизонтальной линией. Затем он должен карандашом обозначить ствол дерева, проведя прямую вертикальную линию, перпендикулярную к линии, обозначающей землю. Дерево имеет крону, следовательно, ребенок должен обозначить границы этой кроны, обведя верхушку ствола (или кончик прямой вертикальной линии, которую он только что нарисовал) замкнутой линией круга или овала. Получится примерно так.

 

Как изобразить дерево в разное время года?

  Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

  Знакомство детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

  Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев в разное время года.

  Учить применять разную технику рисования.

  Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

ПРОБЛЕМЫ (ТЕМЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Подготовка пособий по рисованию деревьев разных пород в разное время года для средней, старшей и подготовительной групп.
  • Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы).
  • Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки).
  • Подбор тематических физминуток и динамических пау

 

 

 

Рисование деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева -направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева - вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

 

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева - направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

 

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.

 

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по - сырому контур кроны и точками листья).

 

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

 

 

Например рисование «Осеннее дерево». У воспитателя рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; у детей листы бумаги закрашенные на 1\3 зеленой краской.

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением дерева и предлагает послушать описание, предупредив, что в рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку, должен говорить «нет».

«На поляне выросло летнее дерево.(нет). А какое? Почему? Его ствол толще веток. Вверху ветки длиннее, чем внизу.(нет). А какие ветки вверху и какие внизу? От веток отходят тоненькие ответвления. Они очень длинные(нет). А какие они? Листья на дереве желтые, оранжевые, красные». Похвалить детей они хорошо знают строение дерева. Предложить схему рисования деревьев. Показать детям приемы рисования кроны деревьев.

- Знаете ли вы по каким признакам можно отличить одно дерево от другого?(по стволу, листьям, ветвям).

-А как в темноте можно узнать дерево? (по силуэту).

Показать силуэты березы, ели, клена. Предложить крону нарисовать мятой бумагой или тычком. Соответственно соблюдая форму кроны.

При изображении деревьев можно пользоваться различными приемами, например:

- Устроить прогулку в парк:

  • Рассмотреть ствол, корни, ветки, сучки, листья, плоды и др.
  • Обратить внимание на необычную форму стволов (изогнутые, с дуплом, наклоненные)
  • Поиграть в игру «Я – дерево»

- принести в группу веточку ели или сосны для рассмотрения;

- устроить повторную прогулку в лес, чтобы сравнить разные лиственные деревья;

- Рассмотреть репродукции картин с изображением деревьев;

- Организовать занятие, как путешествие на разные континенты, где растут необычные деревья (пальмы, кипарисы).

Большое значение в проведении занятий по изображению деревьев играет слово воспитателя и речь самих детей. Объяснение воспиталеля должно быть продумано, чтобы ребенок мог мыслить. При объяснении воспитатель может использовать литературные художественные образы. Это заставляет работать эмоциональную память, что способствует созданию ярких выразительных рисунков. Например,  любуясь на полянке стройной березкой можно напомнить детям знакомую песню и стать вокруг березы, спеть песню.

   К рисованию березы  они приступят с особенным удовольствием.

 В обучении детей старших групп можно использовать частичный показ – изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не имеют изображать. Например, дети 4-5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием.  Эта ошибка бывает вызвана объяснением воспитатлея: « Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий».  Поэтому на ряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок не должен  быть упрощенным до схемы. Образ должен оставаться живым, соответствующим реальности.

 Например,  при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет.

Но эти признаки характеризуют и другие деревья. Чтобы сохранить образ елки воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся к низу, ветви (вверху – короче, внизу – длиннее) слегка наклоненными. Важно, чтобы  зрительный образ не расходился с образом реального предмета, в данном случае  это елка.

 

Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изодеятельности, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_po_drevyam.docx27.13 КБ
Файл priemy_po_drevyam.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад 

«Усложнения приемов изображения деревьев

в разных возрастных группах»

Ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге различные загогулины и каракули, и это поощряется, так как в процессе вырисовывания загогулин ребенок узнает карандаш, фломастер, кисточку и краски и привыкает к ним.

Эти  навыки заключаются в очень простых вещах, которые являются основой рисования: это умение проводить вертикальные и горизонтальные прямые линии карандашом, фломастером гуашью. Высшее мастерство ребенка в усвоении базовых навыков рисования заключается в том, что он научается рисовать замкнутые линии: круг, овал, абстрактную фигуру теми же инструментами - карандашом, фломастером, а затем и кистью с красками. Умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, умение рисовать круг и овал позволять детям нарисовать все, что они захотят: животных, птиц, деревья, автомобили и т.д. Все, что им понравится в жизни, они смогут изобразить с помощью замкнутых и прямых линий. И это не шутка, а основа живописи.

Анализ программных задач в разных возрастных группах.

Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев разных пород в предметном рисовании:

 - Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.

- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.

- Учить применять разную технику рисования.

- Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

Для каждой возрастной группы дошкольников постановка задач при обучении предметному рисованию имеет свою специфику.

Задачи обучения в первой младшей группе ставятся с учетом того, что с ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями, однако у него маленький опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей:

- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат, желание испробовать свои силы;

- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими.

Вот, например, как нарисовать дерево, владея базовыми основами живописи.

Дерево растет на земле, следовательно, ребенок должен обозначить место, из которого растет ствол дерева, прямой горизонтальной линией. Затем он должен карандашом обозначить ствол дерева, проведя прямую вертикальную линию, перпендикулярную к линии, обозначающей землю. Дерево имеет крону, следовательно, ребенок должен обозначить границы этой кроны, обведя верхушку ствола (или кончик прямой вертикальной линии, которую он только что нарисовал) замкнутой линией круга или овала. Получится примерно так.

Как изобразить дерево в разное время года?

  Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

  Знакомство детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

  Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев в разное время года.

  Учить применять разную технику рисования.

  Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

ПРОБЛЕМЫ (ТЕМЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Подготовка пособий по рисованию деревьев разных пород в разное время года для средней, старшей и подготовительной групп.
  • Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы).
  • Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки).
  • Подбор тематических физминуток и динамических пау

Рисование деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева -направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева - вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева - направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по - сырому контур кроны и точками листья).

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

Например рисование «Осеннее дерево». У воспитателя рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; у детей листы бумаги закрашенные на 1\3 зеленой краской.

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением дерева и предлагает послушать описание, предупредив, что в рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку, должен говорить «нет».

«На поляне выросло летнее дерево.(нет). А какое? Почему? Его ствол толще веток. Вверху ветки длиннее, чем внизу.(нет). А какие ветки вверху и какие внизу? От веток отходят тоненькие ответвления. Они очень длинные(нет). А какие они? Листья на дереве желтые, оранжевые, красные». Похвалить детей они хорошо знают строение дерева. Предложить схему рисования деревьев. Показать детям приемы рисования кроны деревьев.

- Знаете ли вы по каким признакам можно отличить одно дерево от другого?(по стволу, листьям, ветвям).

-А как в темноте можно узнать дерево? (по силуэту).

Показать силуэты березы, ели, клена. Предложить крону нарисовать мятой бумагой или тычком. Соответственно соблюдая форму кроны.

При изображении деревьев можно пользоваться различными приемами, например:

- Устроить прогулку в парк:

  • Рассмотреть ствол, корни, ветки, сучки, листья, плоды и др.
  • Обратить внимание на необычную форму стволов (изогнутые, с дуплом, наклоненные)
  • Поиграть в игру «Я – дерево»

- принести в группу веточку ели или сосны для рассмотрения;

- устроить повторную прогулку в лес, чтобы сравнить разные лиственные деревья;

- Рассмотреть репродукции картин с изображением деревьев;

- Организовать занятие, как путешествие на разные континенты, где растут необычные деревья (пальмы, кипарисы).

Большое значение в проведении занятий по изображению деревьев играет слово воспитателя и речь самих детей. Объяснение воспиталеля должно быть продумано, чтобы ребенок мог мыслить. При объяснении воспитатель может использовать литературные художественные образы. Это заставляет работать эмоциональную память, что способствует созданию ярких выразительных рисунков. Например,  любуясь на полянке стройной березкой можно напомнить детям знакомую песню и стать вокруг березы, спеть песню.

   К рисованию березы  они приступят с особенным удовольствием.

 В обучении детей старших групп можно использовать частичный показ – изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не имеют изображать. Например, дети 4-5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием.  Эта ошибка бывает вызвана объяснением воспитатлея: « Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий».  Поэтому на ряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок не должен  быть упрощенным до схемы. Образ должен оставаться живым, соответствующим реальности.

 Например,  при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет.

Но эти признаки характеризуют и другие деревья. Чтобы сохранить образ елки воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся к низу, ветви (вверху – короче, внизу – длиннее) слегка наклоненными. Важно, чтобы  зрительный образ не расходился с образом реального предмета, в данном случае  это елка.

Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изодеятельности, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Доклад 

«Усложнения приемов изображения деревьев

в разных возрастных группах»

Ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге различные загогулины и каракули, и это поощряется, так как в процессе вырисовывания загогулин ребенок узнает карандаш, фломастер, кисточку и краски и привыкает к ним.

Эти  навыки заключаются в очень простых вещах, которые являются основой рисования: это умение проводить вертикальные и горизонтальные прямые линии карандашом, фломастером гуашью. Высшее мастерство ребенка в усвоении базовых навыков рисования заключается в том, что он научается рисовать замкнутые линии: круг, овал, абстрактную фигуру теми же инструментами - карандашом, фломастером, а затем и кистью с красками. Умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, умение рисовать круг и овал позволять детям нарисовать все, что они захотят: животных, птиц, деревья, автомобили и т.д. Все, что им понравится в жизни, они смогут изобразить с помощью замкнутых и прямых линий. И это не шутка, а основа живописи.

Анализ программных задач в разных возрастных группах.

Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев разных пород в предметном рисовании:

 - Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.

- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.

- Учить применять разную технику рисования.

- Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

Для каждой возрастной группы дошкольников постановка задач при обучении предметному рисованию имеет свою специфику.

Задачи обучения в первой младшей группе ставятся с учетом того, что с ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями, однако у него маленький опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей:

- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат, желание испробовать свои силы;

- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими.

Вот, например, как нарисовать дерево, владея базовыми основами живописи.

Дерево растет на земле, следовательно, ребенок должен обозначить место, из которого растет ствол дерева, прямой горизонтальной линией. Затем он должен карандашом обозначить ствол дерева, проведя прямую вертикальную линию, перпендикулярную к линии, обозначающей землю. Дерево имеет крону, следовательно, ребенок должен обозначить границы этой кроны, обведя верхушку ствола (или кончик прямой вертикальной линии, которую он только что нарисовал) замкнутой линией круга или овала. Получится примерно так.

Как изобразить дерево в разное время года?

  Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

  Знакомство детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

  Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев в разное время года.

  Учить применять разную технику рисования.

  Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

ПРОБЛЕМЫ (ТЕМЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Подготовка пособий по рисованию деревьев разных пород в разное время года для средней, старшей и подготовительной групп.
  • Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы).
  • Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки).
  • Подбор тематических физминуток и динамических пау

Рисование деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева -направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева - вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева - направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по - сырому контур кроны и точками листья).

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

Например рисование «Осеннее дерево». У воспитателя рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; у детей листы бумаги закрашенные на 1\3 зеленой краской.

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением дерева и предлагает послушать описание, предупредив, что в рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку, должен говорить «нет».

«На поляне выросло летнее дерево.(нет). А какое? Почему? Его ствол толще веток. Вверху ветки длиннее, чем внизу.(нет). А какие ветки вверху и какие внизу? От веток отходят тоненькие ответвления. Они очень длинные(нет). А какие они? Листья на дереве желтые, оранжевые, красные». Похвалить детей они хорошо знают строение дерева. Предложить схему рисования деревьев. Показать детям приемы рисования кроны деревьев.

- Знаете ли вы по каким признакам можно отличить одно дерево от другого?(по стволу, листьям, ветвям).

-А как в темноте можно узнать дерево? (по силуэту).

Показать силуэты березы, ели, клена. Предложить крону нарисовать мятой бумагой или тычком. Соответственно соблюдая форму кроны.

При изображении деревьев можно пользоваться различными приемами, например:

- Устроить прогулку в парк:

  • Рассмотреть ствол, корни, ветки, сучки, листья, плоды и др.
  • Обратить внимание на необычную форму стволов (изогнутые, с дуплом, наклоненные)
  • Поиграть в игру «Я – дерево»

- принести в группу веточку ели или сосны для рассмотрения;

- устроить повторную прогулку в лес, чтобы сравнить разные лиственные деревья;

- Рассмотреть репродукции картин с изображением деревьев;

- Организовать занятие, как путешествие на разные континенты, где растут необычные деревья (пальмы, кипарисы).

Большое значение в проведении занятий по изображению деревьев играет слово воспитателя и речь самих детей. Объяснение воспиталеля должно быть продумано, чтобы ребенок мог мыслить. При объяснении воспитатель может использовать литературные художественные образы. Это заставляет работать эмоциональную память, что способствует созданию ярких выразительных рисунков. Например,  любуясь на полянке стройной березкой можно напомнить детям знакомую песню и стать вокруг березы, спеть песню.

   К рисованию березы  они приступят с особенным удовольствием.

 В обучении детей старших групп можно использовать частичный показ – изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не имеют изображать. Например, дети 4-5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием.  Эта ошибка бывает вызвана объяснением воспитатлея: « Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий».  Поэтому на ряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок не должен  быть упрощенным до схемы. Образ должен оставаться живым, соответствующим реальности.

 Например,  при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет.

Но эти признаки характеризуют и другие деревья. Чтобы сохранить образ елки воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся к низу, ветви (вверху – короче, внизу – длиннее) слегка наклоненными. Важно, чтобы  зрительный образ не расходился с образом реального предмета, в данном случае  это елка.

Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изодеятельности, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Презентция к вопросу педагогического совета "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчетва у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

Доклад на тему "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Доклад к вопросу педагогического совета на тему  "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...

Консультация «Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп».

В данной работе Вы найдете "Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп"....

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах

На первом этапе - первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном...

Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...